110 ирбисов — такова численность популяции уникального хищника в Казахстане.
Путем экспедиционных исследований выяснялось современное распространение, состояние местообитаний, кормовой базы, а также влияние негативных факторов. С помощью фотоловушек определена относительная численность ирбиса в некоторых ключевых очагах его обитания, а также дана экспертная оценка современной численности барса в Казахстане.
Нельзя сказать, что существование барса у нас полностью брошено на произвол судьбы. Первые целенаправленные исследования по снежному барсу были проведены в последние три года Институтом зоологии КН МОН РК. Из госбюджета на эти цели ежегодно выделялось по 5 млн. тенге.
Нужно отметить, что численность эта повергла ученых в уныние — в Казахстане осталось всего 110-130 особей «снежного князя».
Для справки: сегодня в мире насчитывается всего 4000-6300 особей снежного барса:
2000-2500 -в Китае,
150-200 — в Кыргызстане,
110-130 — в Казахстане,
70-90 — России,
20-50 — в Узбекистане
Были выявлены и причины, по которым количество барсов сокращается.
Словом, за эти три года Институтом зоологии была проделана большая работа. Однако, как заявил представитель учреждения биолог Алесей Грачёв, «в настоящее время подобные научно-исследовательские работы государством не финансируются». Это несмотря на то, что в 2014 году по инициативе Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК был разработан «План действий по сохранению и изучению снежного барса в Казахстане на 2015-2020 годы». В плане, помимо мер, направленных на охрану животных, планировалось проведение соответствующих научно-исследовательских работ. Для этих целей
в Институте зоологии был открыт Центр мониторинга снежного барса, но денег на его работу у государства не оказалось…
Тогда, почти в отчаянии, ученые обратились за поддержкой в Казахское географическое общество и… очень быстро получили положительный ответ. Теперь спасать барса решено общими усилиями.
9 декабря 2015 года был обнародован план проведения мониторинговых исследований популяции снежного барса в горах юго-востока Казахстана.
Как рассказал член президиума КГО Магжан Сагимбаев, исследование планируется провести в два этапа. На первом этапе будут применяться как традиционные методы, так и дистанционный метод – более 30 фотоловушек, позволяющих фиксировать встречи зверей в дневное и ночное время. Второй этап построен на использовании спутниковой телеметрии. Несколько особей снежного барса будут помечены специальными спутниковыми маячками. Все это позволит отслеживать местоположение и перемещение помеченного животного в реальном времени.
— В ходе исследования планируется выяснить территориальное и биотопическое распределение хищников, размеры и характер использования участка обитания, дальние миграции и вертикальные кочевки животных, — добавил представитель КГО. —
Мы сможем определить плотность населения и численности барса в разных горных ущельях, анализировать динамику численности, лимитирующие факторы, основные угрозы существования и состояние кормовой базы
В итоге планируется разработка рекомендаций по сохранению снежного барса и его экосистем в Заилийском Алатау и прилегающих территориях.
Планируемые исследования крайне необходимы для организации эффективной охраны ирбиса. Проанализированные результаты исследований будут переданы в виде рекомендаций по сохранению вида во все заинтересованные министерства и ведомства для принятия соответствующих решений.
Параллельно с Институтом зоологии изучением снежного барса занимаются и другие организации. Так, в начале этого года в редакцию единственного в Казахстане экологического журнала «Ветер странствий» были предоставлены удивительные фотографии и видеоролики, сделанные на территории ГНПП «Кольсай колдери» Салторе Сапарбаевым, экспертом по управлению для ООПТ, работающим в проекте «Сохранение биоразнообразия в трансграничном регионе «Горы Северного Тянь-Шаня». Проект реализуется Немецким союзом охраны природы и биоразнообразия (NABU) при поддержке Федерального Министерства по экономическому сотрудничеству и развитию Германии (BMZ); в Казахстане проект идет через Общественный фонд «Авалон». Компонент мониторинга экосистем в проекте выполняет Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК).
— На одной из фотоловушек 3 января 2015 года была заснята самка снежного барса с двумя барсятами, — рассказал журналу Салторе Сапарбаев. — Днем ранее по этой тропе проходил взрослый самец барса. 16 января эта же самка была уже с одним детенышем, а на следующий день по их следу шел волк. Возможно, волки и взрослые самцы барса давят молодых барсят…
Можно констатировать тот факт, что
барсы используют одни и те же маршруты — самки с барсятами ходят по пятам за самцами. Возможно, они поедают остатки от пойманных самцом жертв — горных козлов
Также эти тропы используются другими хищниками (волк, рысь). Однако делать какие-либо конкретные выводы рановато, так как это только начало наших исследований. Весь собранный материал будет направляться в Комитет лесного хозяйства и животного мира, NABU, Центр мониторинга снежного барса при Институте зоологии, АСБК и в научные отделы проектных ООПТ.