22 декабря в Астане Министерство по инвестициям и развитию провело дебаты по намечающимся поправкам в законодательство о гражданской авиации, которые могут существенно изменить стоимость билетов для конечных потребителей.
Особенно отметим, что и наша редакция планировала принять участие в этом «круглом столе», однако пресс-служба министерства безапелляционно заявила, что мероприятие для прессы закрытое. Не помогло ни официальное письмо, ни попытки договориться с представителем юридического департамента Комитета гражданской авиации (КГА) Жамалбеком Каржау. И теперь мы понимаем, почему чиновники министерства не хотели видеть на обсуждении журналистов.
Поправки в законодательство по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации довольно обширны и в общей сложности включают в себя 264 пункта. Но особенный шум наделали намерения чиновников наделить Комитет гражданской авиации обязанностью утверждать расписание регулярных внутренних полетов: мол, этот административный барьер позволит контролировать регулярность выполнения полетов отечественными перевозчиками. С этой целью власти хотят санкционировать все полеты коммерческого воздушного транспорта.
Чем это чревато? Летом 2012 года Казахстан от этой нормы отказался, либерализовав рынок гражданских авиаперевозок ради конкурентного распределения рейсов между существующими компаниями. До этого момента рейсы распределялись строго в соответствии с государственным конкурсом, что превратило Air Astana в фактического монополиста на самых популярных рейсах, тогда как остальные перевозчики были вынуждены довольствоваться перелетами по непопулярным направлениям в непопулярное время.
Еще в январе 2013 года директор департамента транспорта Агентства РК по защите конкуренции Мира Туякбаева констатировала, что увеличение маршрутной конкуренции дало свои результаты —
как только на самом популярном маршруте Алматы-Астана-Алматы кроме Air Astana и SCAT появился еще и BEK AIR, у пассажиров появилась возможность покупать билеты не по 27-28 тысяч тенге, а в два раза дешевле
Естественно, что сейчас попытка возродить выполнение полетов только с санкции госоргана может уничтожить такое положение вещей.
— Наша авиакомпания против этого пункта! Есть приложение к специальному сертификату об эксплуатации, в нем ставится отметка о том, что какие полеты регулярные и чартерные, — заявил представитель авиакомпании BEK AIR Нурлан Жумасултанов. — То есть если есть отметка «регулярный», это уже и есть санкция… Давайте я экскурс в историю сделаю. В 2012 году был либерализован рынок внутренних перевозок. Понятное дело, тогда боялись, что из этого получится, но на протяжении 3 лет было видно, что
увеличилось количество рейсов, тарифы на авиаперевозки для пассажиров упали, это вызвало рост пассажиропотока
Даже сейчас, в кризисный 2015-й, мы наблюдаем рост пассажиропотока на внутренних перевозках. На международных — спад, а на внутренних — рост. А что еще народу надо? Тарифы упали, сегодня авиационные перевозки сравнимы по цене с железнодорожными. Понятное дело, что с железной дороги люди бегут на самолет — или 1,5 суток ехать или полтора часа лететь?.. А сейчас вы хотите опять эту возможность зарегулировать, вызвать дефицит провозных емкостей. Соответственно, опять будет рост тарифов, падение пассажиропотока, мы вернемся назад, откуда ушли. Для чего?.. Внутренние регулярные перевозки — и так непростое дело, не каждый их выдержит. Мы хотим вернуться назад? Народ спасибо за это не скажет.
По словам Нурлана Жумасултанова, в 2015 году рост пассажиропотока на внутренних рейсах в аэропорту Алматы составил свыше 20%.
— Что еще надо? Ребята, вы дырки себе под ордена сверлите, что на фоне падения всей экономики в стране у вас рост, я так полагаю. Дополню для справки: 3 года назад билет из Астаны до Алматы стоил от 20 до 30 тысяч почти, сейчас — от 10 тысяч. Есть теперь у человека возможность летать по цене даже ниже, чем на «Тальго».
В свою очередь руководитель Управления международных отношений и авиаперевозок КГА Салтанат Томпиева заявила, что государство не собирается считать рейсы или сокращать их количество:
— Пожалуйста, летайте 100 раз, 200 раз, но утвердите свое расписание, чтобы мы знали, в какой час вы должны полететь. Обращения пассажиров — я никогда не видела столько обращений и столько жалоб, как в этом году. Мы должны бороться с задержками — это раз, — подытожила руководитель управления авиаперевозок Салтанат Томпиева. — Утверждаем мы расписание для того, чтобы упорядочить этот процесс. Есть факты, когда авиакомпании имеют допуск на нерегулярные рейсы, а выполняют рейсы с признаками регулярного рейса. На количестве рейсов это никак не отразится, рынок внутренний у нас полностью либерализован.
Удивительно, но в данном вопросе у авиационных властей нашлись и сторонники — авиакомпания SCAT.
— Я полностью поддерживаю позицию КГА в той части, что данная норма ни в коем случае не ограничивающая, а наоборот — систематизирующая, — заявил вице-президент SCAT Даулет Хамзин. — Регулярное расписание на то и расписание, что оно должно быть общедоступным, каждый пассажир может увидеть, когда какой регулярный рейс по каким дням летает и в какое время. Сейчас этого нет. Сегодня авиакомпания может менять расписание хоть каждую неделю и при этом пассажир не может защитить свои права… Та либерализация, которая прошла в 2013 году прежде всего касалась другой нормы — отмены конкурсов на внутренние авиационные маршруты. Вот тогда у нас действительно был зарегулирован рынок и авиационные власти могли отобрать определенный маршрут у авиакомпании или ограничить количество рейсов на нем. Сейчас такой ограничительной нормы нет.
И пока мы не приведем в порядок эту норму (о расписании), у нас будут замечания со стороны аудита Международной организации гражданской авиации (IKAO), и никогда авиакомпании Казахстана, кроме AIR ASTANA, не смогут летать в Европу, пока мы эти замечания не устраним.
Мы считаем, что эта норма нужна, необходимо приводить в порядок утверждение регулярного расписания внутри РК. Мало того, нужно регламентировать выдачу разрешений на нерегулярные полеты, которые у нас вообще никак не регулируются, работа ведется только в уведомительном порядке. Сейчас авиакомпания запланировала рейс, подала заявку и летит как хочет и куда хочет…
Государство на все эти замечания отреагировало предсказуемо. Заместитель председателя КГА Талгат Касенов пообещал, что замечания будут учтены при дальнейшем продвижении поправок. Сдержат ли авиационные чиновники это обещание, покажет время. И цены. Впрочем, на стоимости перелетов могут отразиться и другие предлагаемые министерством нововведения, о которых мы расскажем в следующих публикациях.