Необходимость резко повысить акцизы на табачные изделия в Национальном центре проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) объяснили общими словами, избегая конкретики.
В этом году декадник, приуроченный к Международному дню отказа от курения в нашей стране проводится под девизом: «Повысить налоги на табачные изделия!». Это, по мнению кураторов программ НЦПФЗОЖ, связанных с профилактикой табакокурения, повысит уровень информированности людей о вреде табака, напомнит о ценовой доступности табачных изделий и подтолкнет людей нескончаемой волной хлынуть в наркоцентры страны с целью избавиться от вредной привычки.
Честно говоря, ожидания таких результатов борцов с курением больше напоминают наивную детскую веру в сказку. Чтобы понять несостоятельность этих ожиданий, достаточно пройтись по городским рынкам, подземным переходам и другим точкам уличной торговли.
Найти контрабандную пачку сигарет, привезенную из соседнего Кыргызстана либо России по цене ниже отечественной — уже давно не проблема
Это на пресс-конференции наглядно продемонстрировали члены Гражданского альянса «Бизнес против коррупции», вместе со своим обращением раздав журналистам пачки сигарет контрабандной серии.
Представители Гражданского альянса небезосновательно считают, что борцы с курением намеренно скрывают эту проблему и предлагая повысить акцизы на табак, поощряют курение контрабандных сигарет, ввезенных из соседних стран.
«На таком «импорте» сигарет государство уже ежегодно теряет около 10 миллиардов тенге. Сегодня оборот черного рынка табачной продукции оценивается в 5-10 процентов от общего оборота табачной продукции. Но стоит только Казахстану поднять акцизы, как объем контрабанды возрастет в разы. В связи с этим призываем антитабачные НПО и борцов за здоровый образ жизни прекратить провоцировать правительство встать на опасный путь повышения косвенных налогов, которые тяжким грузом лягут на плечи потребителя», — пишут в своем обращении представители Гражданского альянса.
В обращении так же отмечено, что резкое повышение акцизов на табак может обернуться катастрофой для местных производителей сигарет, которые попросту свернут свою деятельность. А ведь их предприятия входят в тридцатку наиболее крупных бюджетообразующих производств.
Большинство вопросов, заданных журналистами на пресс-конференции представителям НЦПФЗОЖ, так и остались без ответов.
Во-первых, проблема роста контрабанды табачных изделий, как оказалось, не рассматривается ими в свете предложения повышения акцизов на табак вообще.
— Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни и Министерство здравоохранения не могут заниматься вопросами контрабанды, потому что это не входит в их компетенцию, — сказала координатор программы по профилактике табакокурения НЦПФЗОЖ Талина Ермухамбетова.
На вопрос о том, были ли просчитаны негативные последствия такого предложения, она же сообщила, что
конкретных исследований возможных негативных тенденций при реализации этого предложения не проводилось, а последствия не просчитывались
Продолжая настаивать на необходимости повышения акцизов на табак приблизительно на 50 процентов, представители НЦПФЗОЖ не смогли объяснить и формулу расчета, из которой вытекает эта цифра.
— Поднятие акциза на табак в пределах 50 процентов было ранее рассчитано Всемирной организацией здравоохранения специально для Казахстана, учитывая тонкости страны, — говорит Талина Ермухамбетова. — То есть они, когда рассчитывают, дают какие-то рекомендации.
Однако какие тонкости учитывал ВОЗ при разработке рекомендаций, никто из спикеров пояснить не смог, так как не был с ними знаком.
Перечислив все свои достижения в борьбе с табакокурением, алкогольной и наркотической зависимостью, в НЦПФЗОЖ, к сожалению, не смогли ответить на вопрос о том, сколько средств им было выделено Министерством здравоохранения на это благое дело за последние пять лет.
Зато это прекрасно известно в самом Министерстве. Согласно ответу, полученному на журналистский запрос: «… в период с 2010-2015 гг. Национальному центру проблем формирования здорового образа жизни на финансирование акций и программ по формированию здорового образа жизни, борьбы с табакокурением, алкогольной и наркотической зависимостью было выделено 1,326 млрд. тенге».
И вновь, к сожалению, представители НЦПФЗОЖ не смогли ответить на вопрос, куда конкретно, на какие мероприятия и сколько из этой астрономической суммы было потрачено. Выяснить, где можно найти детальную отчетность о расходовании этих средств так же не удалось. На официальных сайтах Минздрава и НЦПФЗОЖ, куда спикеры отправили журналистов за цифрами, их как не было, так и нет.
Выяснить эту информацию не помог даже официальный журналистский запрос в НЦПФЗОЖ.
На вполне конкретно поставленные вопросы были получены исключительно размытые ответы без конкретики.
Это значит, что пока нам остается только слушать отчеты борцов с курением о том, что они проводят огромное количество мероприятий и акций, флешмобов, различных конференций и семинаров. Но сколько же все-таки стоит эта борьба, щедро оплаченная из бюджета, а значит из наших с вами карманов? Кто, а главное как высчитывает коэффициент полезного действия таких акций? Может ли он сравниться с пользой, к примеру, от сотен дворовых клубов и секций для подростков, которые можно было бы открыть и обеспечить им безбедное существование за эти деньги? Пока все эти вопросы остаются без ответов. А хотелось бы знать!