Крупные игроки казахстанского рынка сотовой связи жалуются на снижение прибыльности бизнеса. А с 1 января их ожидает новое серьезное испытание: заканчивается эра «мобильного рабства» и начинается новый этап борьбы за клиентов.
Если простые казахстанцы только рады введению принципа MNP (переносимости номера), который позволит менять оператора сотовой связи с сохранением номера, то для операторов это означает большие расходы и большие проблемы…
Сейчас индустрия телекоммуникаций переживает глобальные перемены. Время бурного роста рынка ушло в прошлое, голосовой трафик перестает пользоваться спросом, и сотовые компании усердно ищут, чем бы завлечь клиентов и как заставить их тратить больше.
– С точки зрения дохода рынок активно рос до 2012 года, но темпы роста неуклонно снижаются, – сказал генеральный директор, партнер группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов во время заседания Инвестиционного медиа-клуба «Инвестиции в телекоммуникационный рынок и особенности его развития». – Конечно, фундаментально этот бизнес если не вечный, то очень долгий. Когда-то он был премиальным, высокомаржинальным, сейчас конкуренция усиливается, а прибыльная составляющая снижается. При этом приходится делать постоянные капиталовложения. Рентабельность составляет примерно 40 %, из них 18% возвращаются в виде инвестиций.
По словам инвестора, для развития рынка нужны большие капитальные инвестиции, чтобы обеспечить массовость сети. По Казахстану все еще есть «мертвые зоны» без покрытия и с небольшим числом жителей. Затраты там нужно делать большие, а выгоды при этом не будет никакой. Тем не менее операторы обязаны устанавливать базовые станции в каждом отдаленном регионе, несмотря на количество потенциальных абонентов.
– Порой компании тратили миллиарды на то, чтобы обслуживать малое количество человек, – говорит главный исполнительный директор Beeline Казахстан Тарас Пархоменко. – Но даже там, где сети есть, они на 2G и 3G, а чтобы появились 4G или даже 5G нужно опять вкладывать деньги. Опять миллиарды…
Выход из этой ситуации только один – всем операторам объединиться, ведь дешевле втроем построить одну вышку мобильной связи и пользоваться сообща, чем каждому строить персональную. Тем более, что девальвация итак значительно снизила покупательскую способность населения.
В Казахстане период роста подключений завершился в 2009 году, а в 2010 пришел европейский оператор-дискаунтер Tele2. С тех пор, чтобы «отобрать» часть клиентской базы у конкурента, операторы принялись активно снижать цены. В результате к концу 2014 года рынок был поделен так:
Как считают аналитики рынка, после внедрения MNP удержанию клиентов уже не помогут различные бонусные программы. Сотовые операторы поняли, что столкнулись с очередной проблемой: одинаково низкие цены на связь, равная доступность большинства услуг и общая территория охвата.
– Пришло время брать качеством предоставляемых услуг, – говорит Ерлан Оспанов. – А ценовая война пойдет на убыль.
В одном из исследований рынка мобильного телекома приводится следующий факт: человек держит телефон в руках в среднем по шесть часов в день, а говорит по нему не более полутора часов. Остальное время, как считают аналитики, абонент пользуется неголосовыми услугами мобильных операторов. В эту сторону и планирует двигаться рынок.
По данным Тараса Пархоменко, на сегодня 40% абонентов уже пользуются смартфонами, этот показатель постоянно растет. Приложения типа Skype и Viber уже заменяют сотовую связь в общении из-за рубежа, в какой-то момент они смогут полностью заменить мобильных операторов.
– Выручка от услуг по передаче данных будет расти, в ближайшие 3 года мы ожидаем проникновение смартфонов до 60%, – уверен Тарас Пархоменко. – Пока только половина наших клиентов пользуется мобильным интернетом, остальные, вероятно, предпочитают Wi-Fi.
– Но все очень быстро меняется. Предсказать, что будет завтра, очень сложно, особенно когда мы пытаемся получить представление о том, что произойдет с таким динамично развивающимся рынком как сотовая связь, – добавляет Оспанов. – Основная перспектива телекома – это рост за счет всего, что связано с цифровыми технологиями. Главным драйвером роста будет доступ в Интернет на базе технологий 4G, который операторы планируют внедрить уже в 2017 году, а также в перспективе динамичный рост сектора мобильной передачи данных.
– В ближайшие 30 лет все будет подключено к сети, – говорит Ерлан Оспанов – Следующим этапом развития технологий станет объединение возможностей интернета с реальной жизнью. Все предметы вокруг нас будут подключены к сети – автомобили, дома и растения, ритейл, телемедицина и велнесс. Повсеместный интернет изменит жизнь каждого человека на земле. Конечно, развитие таких технологий потребуют небывалого уровня сотрудничества между организациями, но мы над этим уже работаем…