17 марта 2015 года министр национальной экономики Ерболат Досаев своим приказом № 212 утвердил новые правила аренды помещений в государственных социальных объектах (школах, больницах, войсковых частях), в результате чего стоимость съема помещений столовых в больницах и школах выросла более чем в 9 раз.
Любопытно, что этот приказ министра Досаева, который может превратить школьные и больничные буфеты в дорогостоящие рестораны с пирожками по цене фуагра, принят с нарушениями закона. Об этом сообщила начальник отдела правовой защиты предпринимателей Нацпалаты Алматы Салтанат Лесбаева:
этот приказ в обязательном порядке должен был получить экспертное заключение НПП Казахстана, чего сделано не было
Кроме того, приказ создал привилегированное положение одних арендаторов перед другими. Этим вопросом, кстати, сейчас вплотную занимается Генеральная прокуратура, которая внесла в адрес Миннацэкономики представление об устранении законности.
— Проведенный нами анализ показал, что расходы на оплату аренды площадей в государственных медучреждениях выросли в 19-28 раз! — пояснила Салтанат Лесбаева. — Что явилось причиной увеличения арендной платы? Три составляющих: увеличение базовой ставки для расчетной стоимости, коэффициент территориальной расположенности и коэффициент, учитывающий вид деятельности. Расчет там крайне сложный, поэтому не будем ударяться в детали. Приведу несколько примеров, что произошло с принятием приказа Миннацэкономики.
Аренда столовой в Центральной городской клинической больнице Алматы площадью 249,2 квадратных метра в 2014 году обходилась предпринимателю в 207 683 тенге в год, а после принятия приказа составила 5 млн 41 тысячу. То есть выросла в 22 раза! В городской клинической больнице № 4 рост арендной платы составил 28 раз — с 120 тысяч 824 тенге до 3 млн 740 тысяч в год.
— Примеров можно привести массу. Такое положение дел приведет к тому, что либо арендаторы уйдут из этих медучреждений, либо будут вынуждены поднять цены. Но если учесть, что эти объекты являются режимными, прохожие там не обедают, банкеты там не проводятся, то основными их клиентами является медперсонал и, возможно, посетители стационарных больных, пришедшие навестить своих родных. Осилят ли врачи и медсестры, зарабатывающие в среднем от 40 до 80 тысяч тенге в зависимости от должности и квалификации, удорожание обеда во столько же раз? Думаю, нет.
В Алматы последствия этого скандального приказа министра Досаева начали разгребать еще в мае 2015-го, когда в Нацпалату с круглыми глазами и возмущением прибежали арендаторы школьных столовых: кроме того, что значительно повысились ставки на аренду, взимать плату стали за общую площадь столовой вместе с обеденным залом, а не только с производственных цехов, как было раньше.
10 июня НПП обратилась в Миннацэкономики с просьбой разрешить данную ситуацию. Уже 23 июня в приказе появились поправки — снизились ставки коэффициента территориальной расположенности (в Алматы и Астане они самые высокие), для расчета стоимости аренды школьных столовых были исключены площади обеденных залов, а также их освободили от уплаты аренды в летний период.
Однако и здесь разработчики документа преподнесли сюрприз — четко не расписали, по каким тарифам школьным арендаторам платить за столовые с 17 марта по 23 июня, то есть до принятия этих поправок. Один из представителей школьного общепита, директор ТОО «Аспаз» Анатолий Фатьянов заявил, что эта
трехмесячная аренда по повышенным тарифам равна, по сути, трехгодичной,
и даже те послабления, которые главное экономическое ведомство внесло в свой собственный приказ, все равно не спасают предпринимателей от неминуемых убытков.
Между тем в больницах и воинских частях ситуация вообще осталась прежней, так как изменения в приказе их не коснулись вообще. Дискриминация?
О стиле работы и уровне ответственности подчиненных господина Досаева не лучшим образом говорит также еще один факт: абы какой ответ ведомства (с массой грубых ошибок) на августовское обращение Нацпалаты предпринимателей с предложением облегчить страдания арендаторов.
— Ответ Министерства национальной экономики вызывает недоумение, — не скрывала своего возмущения Салтанат Лесбаева. — На полном серьезе они пишут, что до принятия приказа ежемесячная арендная плата у конкретного предпринимателя, которая содержит столовую в Городской клинической больнице Алматы № 4, составляет 10 069 тенге, тогда как, к примеру, в Мендыкаринском районе Костанайской области за пользование таким же помещением плата составляет 46 028 тенге (в 4 раза больше), в Аршалынском районе Акмолинской области — 139 811 тенге (в 14 раз больше), в Караганде — 233 019 тенге (в 23 раза больше). Итого, по утверждению Миннацэкономики, в Алматы, по сравнению с областными центрами, размер арендной платы был в среднем меньше в 20 раз. Такое чувство, что Миннацэкономики абсолютно не владеет данными, ведь в сравнениях они приводят стоимость аренды за год, а не за месяц. И получается, умышленно ли они это делают или нет, но выставляют предпринимателей в нелучшем свете, будто бы алматинский предприниматель платит копейки и просит еще, чтобы минимальные ставки сделали.
Мы посчитали: чтобы оправдать себестоимость услуг столовых в больницах, то есть уплатить аренду, налоги, зарплаты, сделать ремонт, закупить продукты, провести дезинфекцию, элементарная булочка должна стоить 1300 тенге!
Главный специалист управления финансов Алматы Орынбасар Кудайбергенов подтвердил, что проблемы у арендаторов действительно возникли и требуют разрешения, но не исполнять действующий приказ местные госорганы не могут.
— Действительно, стоимость аренды точек общественного питания в школах и больницах увеличились в среднем в 5-10 раз, — пояснил представитель управления финансов. — Этот приказ является действующим, он введен в действие с момента госрегистрации в органах юстиции, в связи с чем мы в лице местного исполнительного органа были вынуждены перезаключить договоры с арендаторами и попросить всех предпринимателей заключить договор с новыми коэффициентами.
Сейчас у предпринимателей точек общепита в социальных учреждениях надежда только на Генеральную прокуратуру, которая взяла вопрос с принятием скандального приказа Ерболата Досаева на контроль.