В Кыргызстане есть все движущие факторы для радикализации ислама и пропаганды идей ИГИЛ: бедность, несправедливость, низкая религиозная грамотность, социальные проблемы. С таким заявлением выступил директор IWPR по Центральной Азии Абахон Султоназаров.
19 ноября в Бишкеке прошел «круглый стол» на тему «Радикализация ислама в Кыргызстане: вызовы и ответы». Аналитики пытались дать ответ, почему Кыргызстан становится рассадником религиозного экстремизма. Действительно, прогнозы здесь, мягко говоря, не самые оптимистичные. Как сообщает эксперт Фергана.ру Екатерина Иващенко, первая тревожная тенденция — это сводки силовых структур о количестве приверженцев экстремистских идей. Вторая – вступление выходцев из стран региона в ряды воюющих в Сирии. Третья – большое количество действующих на территории Кыргызстана террористических группировок, которые присягнули «Исламскому государству».
В качестве основных причин радикализации региональный директор по Центральной Азии Института по освещению войны и мира (IWPR) Абахон Султоназаров назвал бедность, социальную несправедливость, высокий уровень коррупции, несправедливые суды и низкую информированность об основах ислама.
— Существует четкая взаимосвязь между степенью радикализации и уровнем социальной защищенности населения.
Люди разочарованы в институтах власти и традиционном духовенстве, которое не может адекватно отвечать на современные вопросы, его роль сводится лишь к исполнению обрядов
— Проникновение и развитие радикальных идеологий происходит посредством распространения литературы, проповедей и обучения молодежи внутри и за пределами страны. Некоторые перенимают радикальные взгляды в Турции или во время работы в России. Распространена вербовка граждан через Интернет или с помощью тех, кто уже уехал воевать в Сирию, зовет туда же родственников, а вернувшись, распространяет радикальные идеи.
По данным МВД, среди почти пятисот выехавших в Сирию кыргызстанцев — 122 женщины и 83 ребенка. Проблему участия женщин в войне прокомментировала руководитель прогрессивного общественного объединения женщин «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы. Так, в 2001 году в радикальных организациях женщин было 1,1 процента, а в 2015 – уже 23. Существует три фактора, влияющих на радикализацию женщин: образование, социально-экономическое и семейное положение.
— Что касается образования, то
24 года в стране не было предмета «религиоведение». В итоге мы получили невежественное население, которое легко можно завербовать,
— говорит Жамал Фронтбек кызы. — Следующее – это экономическое положение. После распада СССР у нас безработица, женщины вынужденно уезжают на заработки в Казахстан и Россию, где подвергаются вербовке. Следующее – это семейное положение. Когда девушка долго не выходит замуж, ее начинают критиковать. У нее нет друзей, работы, зато есть телефон и Интернет, она там знакомится, старается выйти замуж за иностранца и уехать. Так девушки попадают в сети террористических организаций.
По словам спикера, проблема Кыргызстана в том, что несмотря на наличие в стране Духовного управления по делам мусульман, 87 медресе и более 2000 мечетей, все религиозное образование было для мужчин.
— Мы обучаем имамов, а женщины остаются в стороне и идут в радикальные организации, потому что у них нет базового религиозного образования. И это несмотря на то, что в исламе женщина не может быть невежей, она должна получать образование. За 24 года мы разучились читать. А те книги и брошюры, которые выпускаются ДУМК, просто нечитабельны. Уровень образования нашего населения не соответствует тем медиа-продуктам, которые есть в сети.
Радикальные интернет-имамы качественно работают, у них отличные продюсеры и приятные голоса
Они искажают аяты, и если у человека нет даже базового религиозного образования, он считает, что они говорят правильно. Слушая их, наши сограждане легко попадают в их сети», – рассказала Жамал Фронтбек кызы.
По последним данным МВД КР, за 8 месяцев 2015 года силовые структуры Кыргызстана выявили 264 факта проявления экстремизма, возбудили 119 уголовных дел, задержали 231 человека и изъяли 7126 экземпляров экстремистских материалов. 1866 человек стоят на учете как приверженцы экстремистских взглядов, из них 1361 человек — приверженцы религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир».
Отметим, что организация «Хизб ут-Тахрир» является одной из 17 запрещенных в Кыргызстане, поэтому непонятно, на каком именно учете стоят ее сторонники: по идее, они либо уже не сторонники, либо должны отбывать наказание. В пресс-службе МВД пояснили, что речь идет о тех, кто ранее привлекался к ответственности или уже отбыл срок. Но юристы пояснили «Фергане», что в законах нормы постановки на учет после отбытия срока нет.
По данным генпрокурора КР Индиры Джолдубаевой, которые она озвучила на VII региональной конференции Международной ассоциации прокуроров для государств Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии,
около 500 граждан Кыргызстана находятся на территории Сирии
Порядка 500 лиц, причастных к террористическим организациям, выявлено сотрудниками спецслужб, на стадии подготовки и совершения терактов пресечена деятельность восьми террористических групп».
Начальник пресс-службы ГКНБ КР Рахат Сулайманов сообщил «Фергане», что по их данным, в Сирии находится более 400 кыргызстанцев; 51 гражданин Киргизии был убит, 60 вернувшихся из Сирии привлечены к уголовной ответственности. Также с начала 2015 года было арестовано и привлечено у уголовной ответственности 112 лиц, причастных к религиозно-экстремистским организациям (вернувшиеся из Сирии привлекаются, в основном, по двум статья УК КР: 226-4 «Участие в вооруженных конфликтах или военных действиях» и 375 «Наемничество»). На вопрос, проводит ли ГКНБ профилактические работы среди населения, если да, то какие, Сулайманов ответил утвердительно, однако расписывать превентивную работу ГКНБ не стал, сославшись на отсутствие времени.
Разница в цифрах объясняется тем, что ГКНБ говорит о подтвержденных фактах, а МВД опирается на показания о возможности пребывания. Например, человек выехал в Турцию, о нем нет сведений на протяжении года, родители полагают, что он мог перебраться в Сирию. А ГКНБ включает в список уехавших, когда этому есть доказательства: фото или уехавший связался с родителями и т. д.
На мероприятии также выступил докторант Академии управления МВД Российской Федерации Бакыт Дубанаев, который в феврале 2015 года совместно с болгарскими специалистами провел исследование о мотивах вербовки граждан КР.
— В ходе нашей работы были восстановлены жизненные истории 25 выехавших из Кыргызстана джихадистов: 22 — на основе интервью с родственниками, три – на основе разговора с возвратившимися из зон боевых действий. На тот момент в Сирию выехало около 250 граждан КР. То есть, мы исследовали примерно 10% семей», — отметил Дубанаев.
Характерно также, что
большинство выехавших в Сирию – совершеннолетние, средний возраст — 22-28 лет, младшему — 16, старшему – 39
Среди женщин были шестнадцати- и семнадцатилетние. Восемь из них окончили 9 классов, пятнадцать – 11 классов, двое учились в вузе и еще четверо окончили медресе или получили религиозное образование за рубежом. 16 человек могут быть отнесены к людям с умеренной степенью религиозности, а девять – с сильной. При этом подавляющее большинство религиозного образования не имели, могли только читать намаз.
По экономическому статусу — у троих были отличные жизненные условия, 18 обладали средним достатком, четверо жили в условиях ниже средних и один имел долги.
Никто из этих людей, как говорят родственники, не проявлял склонности к насилию и агрессии, большинство были спокойными, замкнутыми и необщительными. Двое были описаны как неуравновешенные. Половина занималась спортом.
Радикализация, согласно исследованию, в основном шла через Интернет и соцсети. Кто-то получал радикальные идеи в ходе частных уроков у радикальных имамов и во время обучения в радикальных салафитских центрах за рубежом. Что касается вербовки, то большинство граждан было завербовано в России, хотя были и те, кого завербовали в Египте, Турции и Саудовской Аравии. Из вернувшихся в КР трех человек двое подтвердили вербовку по Интернету и в соцсетях.
В качестве идеологических мотивов поездки в Сирию, связанных с религией, были названы:
В качестве мотивов, не связанных с религией, были озвучены:
В качестве персональной мотивации были выявлены:
— Главный вывод, который мы сделали, заключается в том, что
экономическое положение не является решающим фактором для отъезда наших граждан на войну, а уехавших нельзя считать безграмотными людьми
На желание попасть в Сирию влияет не излишняя религиозность, а религиозная безграмотность. На персональную склонность к радикализации влияют Интернет и соцсети, — отметил Бакыт Дубанаев.
Аналитик неправительственной организации «Поиск общих интересов» Икбалжан Мирсаитов в качестве фактора участия в войне мужчин отметил, что молодежь не может найти свою социальную нишу и чувствует свою невостребованность.
— Семья и родители перестали быть авторитетами для молодых людей. Старшему поколению нечего дать молодежи. В итоге,
молодежь теряет традиционные ценностные ориентиры, у нее появляются новые, идущие вразрез с общественным мнением
— Что касается противоположного пола, то девушки не могут выйти замуж и чувствуют свою невостребованность, либо это матери-одиночки. Чаще всего в Сирию они направляются на «секс-джихад». Другая категория уехавших – это жены, которые едут вслед за мужьями. Результатом становится появление новых семей террористов, когда неженатая молодежь обретает семьи и появление детей войны, которые растут в зоне конфликта, видят насилие и становятся объектом атак, — рассказал Мирсаитов.
— Проблема отъезда граждан Кыргызстана в Сирию существует, она не такая однозначная, как может показаться на первый взгляд, — заключает Екатерина Иващенко. — Надо решать социальные проблемы, заниматься образованием молодежи, поднимать ценность женщины в обществе, независимо от ее семейного статуса, вводить религиоведение в школах и обучать экспертов – чтобы было кому анализировать экстремистскую литературу. Но делать это надо скорее, потому что 500 уехавших на войну – это уже слишком много.