Представители радикальной террористической организации ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) взяли на себя ответственность за крушение авиалайнера Аэробус А321 компании «Когалымавиа», совершавшего рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург.
Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на сообщения боевиков ИГИЛ в Твиттере, а также на подконтрольных террористам веб-сайтах. Также имеется информация о появлении заявления ИГИЛ в мессенджере Telegram. «Бойцам «Исламского государства» удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты», — приводит агентство сообщение сторонников радикальной организации.
Между тем,
эксперты пока склоняются к мнению, что террористы из ИГИЛ лишь хотят воспользоваться ситуацией,
— сообщает news-egypt.ru.
Сообщается, что расположение обломков лайнера Airbus А-321 «Когалымавиа» на земле и положения тел пассажиров свидетельствуют, что они погибли от удара о землю и последующего взрыва, а не от попадания в лайнер ракеты террористов.
А теперь по пунктам.
1. В районе крушения лайнера или рядом с ним действительно существуют группы исламистов, признающие главенство Халифа Багдади и причисляющие себя к Халифату. Это уже реально существующая головная боль для Египта.
2. В их распоряжении, теоретически, могут быть ПЗРК уровня «Стрелы» (со складов ливийской армии — в основном производства конца 80-х годов — поступали из Югославии и Болгарии) или китайские FN-6 (расползались по региону с территории Сирии и Ирака), а так же зенитные установки (в основном ЗУ-23-2). Но
на тех высотах, где летел лайнер, эти ПЗРК работать не могут, как и малокалиберные зенитки.
ПЗРК предельно прост в применении и никаких особых навыков не требует. Любой, даже неграмотный, террорист может освоить этот вид оружия. Однако, переносной зенитно-ракетный комплекс может быть эффективно использован только против целей, летящих на низкой высоте. Обычно самолеты таким способом сбивают на взлете или при подлете перед посадкой. Но по имеющейся информации, Airbus A321 российской авиакомпании упал через 23 минуты после взлеты с высоты около 10 тысяч метров. Такие дали недоступны даже самым современным переносным средствам ПВО.
3. В теории, если бы у исламистов был какой-нибудь достаточно современный ЗРК, то они могли бы поразить лайнер, но информации о наличии у исламистов на Синае ЗРК, захваченных у египетской армии, нет (а доставить трофейный с территории Ирака и Сирии невозможно). Поэтому
информация о том, что лайнер мог быть сбит Халифатом, практически наверняка информационный фейк.
4. С другой стороны, нельзя отметать версию с терактом на борту лайнера, когда катастрофа стала следствием захвата или неудачной попытки захвата лайнера террористом, связанным с Халифатом и находившимся на борту лайнера. Единственный правдоподобный вариант причастности местных радикальных экстремистов к крушению — возможное проникновение одного или группы террористов на борт воздушного судна до взлета. Однако тогда сторонники ИГИЛ в соцсетях явно путаются в показаниях, заявляя, что им «удалось сбить» российский самолет. С учетом того, что летчики успели сообщить на землю о проблемах и запросить срочную посадку,
черные ящики должны позволить довольно быстро установить наличие или отсутствие террористического следа на борту разбившегося лайнера.
В целом, данное заявление Халифата выглядит скорее самопиаром с целью поднять значимость исламистских группировок на Синае и нанести информационный удар по туристической инфраструктуре Египта, попутно показав, что египетская армия не справляется с боевиками Халифата.