Западные политологи заново анализируют Шанхайскую организацию сотрудничества. После того, как ШОС принял в свой состав Индию и Пакистан, вес этой организации увеличился. Это вызывает беспокойство западного мира, ведь «верховодят» в ШОС Россия и Китай…
Кроме того, ШОС создала свой Банк развития, в котором Запад усмотрел вызов Всемирному банку и Международному валютному фонду. Западные эксперты дают свои оценки ШОС по истечении 6 месяцев после исторически важного саммита.
Директор Центра политико-военного анализа Хадсонского университета Ричард Вайтц заявляет, что, во-первых, ШОС является организацией молодой, региональное влияние которой ограничено, а во-вторых, организационные учреждения ШОС «хронически недофинансированы» и чересчур жестко ограничены в полномочиях своими правительствами. Мэттью Кросстон, директор программ исследований в области международной безопасности и разведки Университета Белльвью отмечает, что каждая из стран ШОС преследует свои мелкие цели и задачи, а это серьезно подрывает сплоченность и доверие внутри организации.
С ними вступил в полемику Колледж войны Армии США (US Army War College) — учреждение, готовящее кадры для политической и экономической разведок США. Специалисты колледжа в отдельном отчете отмечают, что «…изначально созданная в качестве организационного форума по вопросам демилитаризации границ, ШОС постепенно расширила сферы сотрудничества до военного и контртеррористического, а также наладила обмен разведывательной информацией…». Развивая данную тему, Колледж осветил такие неожиданные последствия от постепенной активизации ШОС, как интенсификацию региональных интеграционных процессов, включая реализацию китайского широтного экономического пояса, а также российского евразийского экономического союза. «…Невзирая на многочисленные внутренние проблемы, ШОС расширила свой международный мандат, теперь в границы его юрисдикции входят общие программы экономического сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности…». Особое внимание политического истеблишмента США, которому был адресован доклад Колледжа, обращено на растущее количество и массированность военных учений армий и спецслужб стран ШОС
Китай является крупнейшим со стороны ШОС инвестором в экономику Афганистана. В числе китайских инвестиций — проект разработки медной шахты «Айнак» стоимостью 3 миллиарда долларов США. Чтобы защитить свои инвестиции, КНР стремится расширить свою роль в миротворчестве и стабилизации Афганистана — совсем недавно лидеры партии и народа заявили в Пекине, что «…стабильность и баланс Афганистана перельются через границы, чтобы охватить Синьцзянь-Уйгурский автономный район…»
К слову, в 2012 г. ШОС, лидером которой является Китай, приняла в ряды своей организации в качестве наблюдателя Афганистан.
Со своей стороны Россия также инвестирует в некоторые проекты, но больше поставляет оружие армии Афганистана и периодически силами своей Федеральной службы контроля наркотиков громит нарколаборатории на территории этой страны. Рассуждая на темы пост-натовского Афганистана и будущего в связи с этим Центральной Азии, эксперт знаменитого Королевского института объединенных услуг в области исследований обороны и безопасности Раффаэлло Пантуччи отметил:
России постсоветская Центральная Азия нужна как буфер перед Афганистаном, для чего Россия усиливает региональную безопасность и расширяет ее на юг, в то время как Казахстан и Узбекистан инвестируют в Афганистан
Но эксперт из Хадсоновского института Ричард Вайтц пишет, что недоверие между членами ШОС и преследование каждым своего интереса мешает ШОС реализовать единую политику обеспечения безопасности своих вложений и проектов в Афганистане. К этому следует добавить достаточно стесненные или непростые экономические обстоятельства стран-участниц ШОС.
Практически все перечисленные выше институты разделяют мнение об активизации экономического взаимодействия, чему свидетельствует принятие Стратегии развития ШОС на последнем летнем саммите организации в Уфе с упором на финансы, торговлю и инвестиции, включая такие чисто китайские инициативы, как создание собственного Фонда развития с соответствующим банком и свободными экономическими зонами. Г-н Пантуччи, например, комментирует, что если раньше «…экономические вопросы в ШОС воспринимались со скептицизмом, то сегодня центрально-азиатские страны, которым нужны вложения в энергетику и инфраструктуру, стали более восприимчивы к подобным инициативам, даже невзирая на то, как чувствительно Россия относится к китайской экспансии в постсоветской Центральной Азии».
Комментируя наличие или отсутствие согласованной энергетической политики в ШОС, еще один западный эксперт, Жюли Боланд, бывший федеральный исполнительный сотрудник Института Брукингса сказала:
«…Казахстан, Россия и Туркменистан обладают колоссальными запасами углеводородов, что заставляет их объединять усилия в сфере энергетической безопасности. Китай ищет ресурсы для растущего внутреннего потребления, а Россия и Казахстан ищут возможности экспорта своих носителей энергии. Узбекистану все больше энергетических ресурсов надо для внутреннего развития и потребления, в то время как экономики Кыргызстана и Таджикистана остаются слабыми. Члены ШОС предпочитают сохранять контроль над своей добычей и механизмами поставок и потребления».
Кажется, автор этих слов хотела подчеркнуть, что региональная энергетическая политика пока не входит в число приоритетов ШОС. Подтверждение этому — само поведение членов ШОС: Россия индивидуально заключила ряд двусторонних соглашений с центрально-азиатскими странами на строительство газопроводов. Аналогично поступает Китай. Например, трубопровод для транспортировки газа «Центральная Азия — Китай» состоит из множества ниток, как уже построенных, так и в стадии строительства длиной практически 2 тысячи километров через национальные территории Узбекистана и Казахстана в Синьцзянь-Уйгурский автономный район КНР. Но в то же время для интеграции Центральной Азии в свой широтно-континентальный проект «Один пояс — один путь» Пекин выделят примерно 16,3 миллиардов долларов США.
Невзирая на явную экономическую экспансию Китая в регион, ранее контролируемый Россией, энергетическое сотрудничество последней с КНР только прирастает. Это могут подтвердить слова коллеги вышеупомянутого г-на Пантуччи из Королевского института объединенных услуг в области обороны и безопасности Великобритании Сары Лейн. Так, она сказала:
«Кажется Россия не против принять утерю некоторого статуса в ШОС в пользу Китая»
Также все западные эксперты отмечают, что создание в рамках ШОС своего Банка развития под прессингом Китая только подтверждает утверждение Сары Лейн. Россия достаточно долго пользовалась консенсусной базой ШОС, требующей единогласного согласия на какое-то решение, чтобы блокировать китайский проект банка развития ШОС как угрозу своему влиянию на регион, но сегодня готова проглотить это и даже принять участие, чтобы выиграть от сотрудничества с Китаем. Экспертное сообщество отмечает, что
Россия и Китай — это близнецы-братья, двигатели ШОС, у которых разное видение его будущего
Сегодня Китай вырвался вперед, а Россия в состоянии экономического кризиса, изоляции и санкций в связи с Крымом и Украиной. В прошлом году экономика России сотрясалась колебаниями курса рубля и продолжением падения цен на нефть, на которые санкции запада и наложились.
Москва долгое время блокировала многие инициативы Китая в ШОС. Сегодня Россия, как и республики Центральной Азии, изолированная от Запада, перестраивает внешнеполитические ориентиры на восток и ищет способы выиграть от сотрудничества с КНР.
«В то время как экспансия может застопорить способность организации действовать решительно, она же дает ШОС возможность революционизироваться до положения органа, связующего и охватывающего обширный кусок Евразии«, — комментирует Совет по международным отношениям США в лице экспертов Элизабет Экономи и Вильяма Пекоса некоторые шаги, свидетельствующие о сближении Китая и России — соглашение о гармонизации Евразийского экономического союза и нового континентального экономического проекта КНР «Один пояс — один путь», а также маневры военно-морских флотов стран на Средиземноморье. Английский эксперт Пантуччи, упомянутый выше, и Грег Штракс из Восточно-Китайского Ординарного Университета в Шанхае отмечают искренность во взаимном порыве стран друг к другу и считают, что новый союз создан надолго. Одновременно появились и скептические оценки на предмет российско-китайского сближения. Мэттью Сассекс из Университета Тасмании и Анита Индер Сингх из Центра мира и урегулирования конфликтов в Нью-Дели пишут, что сближение скорее навязано реалиями времени, а не внутренними убеждениями стран, в то время как «бывшая суперимперия» и «стремящаяся к статусу таковой» никогда не поделят Евразию. К ним присоединился Александр Кулей из Барнардского колледжа, который предупреждает, что после принятия Индии и Пакистана ШОС станет «символом, а не организацией, способной решать проблемы и поддерживать кооперацию и интеграцию».
При всем изложенном выше, практически все эксперты считают позитивным для Запада принятие в состав ШОС Индии, устройство которой повторяет Британию, что позволит ей сбалансировать других членов ШОС, являющихся постсоциалистическими странами.