Произошедший в начале сентября отпуск цен на бензин Аи-92 в свободное плавание и сохраняющаяся высокая зависимость топливного рынка Казахстана от российских поставок заставляют сравнить реализацию планов модернизации НПЗ в обеих странах.
Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана располагают изношенным, нуждающимся в реконструкции оборудованием и самое главное, отличаются крайне низкой долей деструктивных, углубляющихся процессов. Сегодня выход высокооктанового бензина в среднем составляет на Павлодарском НХЗ 21%, Шымкентском ПКОП – 11%, Атырауском НПЗ – 4%. В целом процент выхода готовой продукции на них почти втрое ниже, чем на современных зарубежных аналогах. Все это плоды затянувшегося хронического недофинансирования капитальных затрат.
Безусловно, о планах по реконструкции и модернизации действующих НПЗ неоднократно заявлялось и правительством, и руководством этих заводов. Однако все попытки по их реконструкции заметных результатов не принесли. Не реализован и утвержденный в мае 2009 года постановлением правительства «Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы». В соответствии с ним в стране уже должны действовать современные предприятия, способные не только производить весь спектр нефтепродуктов высокого качества, но и полностью обеспечить спрос на них.
Увы… модернизация толком так и не началась и вряд ли начнется с учетом сложной экономической ситуации. Ведь неслучайно власти заговорили о возможности очередной приватизации нефтеперерабатывающих заводов, вероятно, надеясь переложить бремя модернизации на их новых владельцев.
Подвижки произошли лишь в стоимости модернизации и сроках ее завершения. Так, если в 2009 году реконструкция трех НПЗ оценивалась в 3,5 млрд долларов, то сегодня – в 6 млрд. Бензиновое же изобилие чиновники обещают уже к 2018 году. Напрашивается однозначный вывод:
пока профильные ведомства будут лоббировать интересы сырьевиков и крупных оптовых компаний, ждать на казахстанском рынке нефтепродуктов скорых решений проблем с дефицитом, качеством и ценой ГСМ не приходится.
Иная ситуация в соседней России, где действует более 30 крупных и средних НПЗ мощностью от 3 о 21 млн тонн нефти в год. Их существенное отставание в своем развитии от промышленно развитых стран мира также заставило российские власти разработать программу по модернизации НПЗ и вводу новых мощностей по вторичной переработке. Программа была принята в 2011 году и проводится в рамках регламентирующего объемы и сроки ввода нефтеперерабатывающих установок четырехстороннего соглашения между нефтекомпаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Первоначально окончательным сроком модернизации был установлен 2015, но затем был перенесен на 2020 год.
Тем не менее, благодаря мощному административному давлению интенсивное техническое переоснащение нефтеперерабатывающих производств стало одной из самых масштабных и успешно реализуемых программ российского ТЭК. Особенно это заметно на фоне стагнирующей модернизации НПЗ в Казахстане.
За период с 2011 по 2014 годы инвестиции в модернизацию российских НПЗ составили 823 млрд рублей, в 2015 году – 214 млрд рублей. В 2014 году из добытых 526,7 млн тонн нефти на переработку было отправлено 290,7 млн тонн (для сравнения: в Казахстане 80,8 млн тонн и около 15 млн тонн соответственно). Сегодня в России производится столько высокооктанового бензина (причем класса «Евро-4» и «Евро-5»), сколько примерно и нужно внутреннему рынку.
Наглядный пример проводимой в России модернизации – нефтеперерабатывающий завод в Омске. Этот НПЗ был построен в 1955 году с мощностью переработки всего 3 млн тонн сырья в год. Сегодня, выпуская около 500 наименований продукции, он занимает лидирующие позиции по объемам перерабатываемой нефти (21,3 млн тонн), глубине ее переработки (93%), загрузке по первичной переработке (94,5% от установленной мощности) и выходу светлых нефтепродуктов (67,5%) не только в России, но и мире.
В прошлом году завод полностью перешел на производство дизельного топлива стандарта «Евро-5», увеличив объемы его производства по сравнению с 2013 годом в 2 раза (до 6,3 млн тонн). Объем выпуска высокооктановых бензинов вырос в прошлом году еще на 2,5% (до 4, 4 млн тонн), причем 90% бензинов производится в соответствии со стандартом «Евро-5». В январе — сентябре 2015 года производство бензина «Евро-5» увеличилось на 11,6% (до 3,2 млн тонн) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Завершение реконструкции комплекса глубокой переработки мазута КТ-1/1 позволит предприятию с 2016 года полностью перейти на выпуск высокооктановых бензинов класса «Евро-5», увеличив объемы их производства более чем на 30%, при этом практически на нет сведя выпуск мазута. Таким образом, в текущем году с завершением первого этапа модернизации (стоимостью 100 млрд рублей) будет решена проблема качества: осуществлен полный переход на выпуск моторного топлива стандарта «Евро-5». Завершение второго этапа – увеличение глубины переработки – планируется в 2020 году. В его реализацию будет вложено 192 млрд рублей.
В рамках этого проекта планируется строительство современного производства отечественных катализаторов гидрокрекинга и гидроочистки. И если сегодня мощность действующей катализаторной фабрики составляет 3 тыс тонн, то ввод нового комплекса доведет эти объемы до 21 тыс тонн в год. Сейчас заканчивается его технико-экономическое обоснование. Руководство ОНПЗ видит экспортные возможности для новых катализаторов не только на рынках Белоруссии и Казахстана, но и дальнего зарубежья.
Крупные инвестиции в отрасль требуются и дальше – для повышения технологической сложности НПЗ, увеличения глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов, решения проблемы дисбаланса производства отдельных их видов. По данным реестра Минэнерго России, в стране проектируется еще 22 новых НПЗ.
Безусловно, не на всех российских НПЗ модернизация проходит так относительно гладко, как в Омске. Ряду нефтяных компаний пришлось перенести введение мощностей, которые в текущем году должны были дать до 2,5 млн тонн бензина «Евро-5» на 2016- 2017 годы, а ввод установок суммарной мощностью еще около 4 млн тонн сдвинуть на 2019- 2022 годы. Причинами переноса сроков стали последствия проводимого российскими властями «большого налогового маневра», падение курса рубля, санкции со стороны стран ЕС и США, резко осложнившими закупку импортного оборудования.
Минэнерго РФ прогнозирует, что при выпуске 36,8 млн тонн бензина его общее потребление в стране в текущем году составит 35,7 млн тонн. При этом производство бензина «Евро-5» превысит общее потребление только к 2018 году. Вместе с тем нефтяники предупреждают о том, что без дополнительных льгот (субсидирования процентной ставки по кредитам для инвестиций, налоговых каникул по экспортной пошлины на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки) для нефтепереработки существует риск затягивания сроков реализации проектов модернизации и возникновения к 2017 году дефицита бензина в объеме до 4 млн тонн.
Нефтяники говорят о возможном дефиците бензина еще и из-за того, что экспорт топлива вследствие падения вывозной пошлины становится более выгодным, чем его продажа внутри страны. В ответ Минэнерго предложило изменить четырехсторонние соглашения, обязав НПЗ поставлять 90% топлива на внутренний рынок. И это понятно. Рыночные механизмы не могут действовать на рынках таких безальтернативных продуктов как ГСМ, особенно в условиях дефицита.