Многие офицеры запаса при одинаковом звании, при одинаковых должностях, в которых они находились, будучи на военной службе, сегодня получают очень неодинаковую пенсию. У полковника запаса, уволенного со службы по выслуге лет, пенсия может быть на 60 тысяч тенге меньше, чем у такого же полковника. Почему ветераны-военнослужащие равнозначны? Об этом и о других перекосах, о которых должны были знать министры, мы поговорили с самим ветаранами — Купесбаем Жампиисовым и Сарсенбаем Жумалиевым.
— Должность очень высокая, Саке. И я так понимаю, вся ваша деятельность была построена на работе с документами. Поэтому первый вопрос. Я долго разбирался с этими документами, которые появились после указа президента, в котором говорилось, что с 2016 года будут устранены диспропорции в размерах пенсии пенсионеров силовых структур, уволенных в разные периоды времени при равных условиях прохождения службы путем произведения перерасчета ранее назначаемых пенсий в неполном объеме с доведением их до полного размера. Ничего не понял а этой абракадабре. Давайте простым человеческим языком. Я – полковник запаса, уволенный со службы по выслуге лет в 2000 году. Сегодня моя военная пенсия на 60 тысяч меньше, чем у такого же полковника, уволенного в 2014 году с такой же выслугой лет с такой же должности. То есть мы – равнозначны. Почему он получает на 60 тысяч больше? Видимо, на это обратил внимание президент.
— Должен сказать, это не только у вас. У меня ежемесячная недоплата 83 тысячи. Действительно, президент обратил на это внимание еще в 2006 году, дал указ устранить перекосы с пенсионными выплатами военнослужащих силовых структур. Что-то было сделано. По должностным окладам и окладам по воинскому званию были выведены некие коэффициенты. По ним умножили на тот размер, который соответствует увольняемому военнослужащему. Таким образом вроде устранили эти перекосы. В 2007 году, а особенно с 2010, выяснилось, что исполнение указа президента было такое же, как и до 2006 года.
— То есть в 2007 году в какой-то мере исполнение было. А теперь снова получается, этим больше, этим меньше.
С.Ж.: Несколько нивелировано было.
К.С.: Одну минутку. У нас в государстве юридические основания законам предусмотрены абсолютно правильно. Они выравнивают всех – офицеров, полковников запаса. Более того, президент как Верховный главнокомандующий постоянно говорит и в 2006 году дал прямое указание исправить диспропорции в пенсионном обеспечении всех военнослужащих, независимо от срока увольнения в запас. Это требование, справедливо обеспеченное нормативным правом Верховного главнокомандующего, не выполняется или искривляется по ряду причин отдельными чиновниками. Каких – Сарсен хорошо знает.
— Я заметил, что Сарсенбай Алдиярович сделал акцент на слове «заслуженная пенсия». Почему вы подчеркнули «заслуженная пенсия»?
С.Ж.: Пенсия — не цель. Цель — дать деньги именно за заслуги. Название – пенсия за выслугу лет. Дается она на по многим основаниям. Перечислять не стоит. Это одна из ошибок, о которых сказал господин капитан 1 ранга. Законами установлены права, условия, нормы и порядок, как уволенный человек должен быть обеспечен пенсией. На самом деле появилась некая параллельная структура…
— Что за структура? Давайте назовем.
Например, в Министерстве обороны из бывшего финансово-бюджетного управления вычленен отдел пенсионной работы как отдельное управление пенсионного обеспечения военнослужащих Министерства обороны. Потом с октября 2008 года приказом № 22 министра обороны РК был учрежден центр пенсионного обеспечения.
— Не выдержку из того ли центра я читаю в одной из газет: «Значительная разница в выплатах, порождающая социальную несправедливость, образовалась из-за призыва в разные периоды и разделение в отношении пенсионного обеспечения военнослужащих на первую, вторую и третью категорию». Это кто нас делил по категориям, как мясо?
С.Ж.: Абсолютно правильно замечено. Они уже являются категориями РК.
— Особый вид государственной службы.
С.Ж.: Так точно. И делятся на следующий состав: рядовые, прапорщики, офицеры. Здесь категории лишние, условные. Не знаю, зачем они придуманы. И пенсия назначалась в соответствии с этой градацией.
— Может, наш коллега–моряк понимает, о чем идет разговор?
— К.Ж.: Чтобы не путать читателей в этих терминах, хочу сказать. Первое – центр пенсионного обеспечения вводит новые термины, которых нет в законе. Второе – в законе сказано, что размер пенсии рассчитывается, а не назначается. Это главная ошибка. Отсюда искривления, в зависимости от года ухода на пенсию.
— Господин полковник, назначение и расчет пенсии. В чем разница?
С.Ж.: Расчет пенсии производится установленным способом по правилам четырех арифметических действий – что-то умножается, делится. Получается размер. А размер умножается на денежное довольствие или деньги, которые выплачены или получены военнослужащим по последнему месту службы.
— Это выслуга.
С.Ж.: По выслуге в процентах устанавливается эта выслуга. По правилам.
— Уходим от арифметики и говорим – назначения и заслуженная пенсия.
С.Ж.: Разницу можно увидеть, если прочитать закон и…
— Как старый старшина первогодку в строю еще раз повторяю. Что такое назначение пенсии?
С.Ж.: Назначение – это распоряжение руководителя ГУ центра пенсионного обеспечения по форме № 1-Б/ИУ. ИУ играет роль. Означает – исправительное учреждение. То есть пенсии для исправительных учреждений, для военнослужащих, для сотрудников органов внутренних дел.
— А надо рассчитывать по выслуге, должностному окладу и надбавкам.
С.Ж.: Данный расчет – не просто действие. Расчет формы установлен министром обороны РК № 109 от 09.06.1993 г.. В этом году министр обороны Тасмагамбетов эту выписку переименовал. Назвал ее – счет на пенсионные выплаты. И сказал, что пересчет будет производиться после того как правительство вынесет свое постановление – каким образом, сколько и кому.
— Например, мы с вами два полковника, уволенные в 2000-ом и 2006-ом году. У нас пенсия должна быть одинаковая.
С.Ж.: Абсолютно.
— Вы — замначальника управления, я уволен с должности главного редактора, приравненной к начальнику управления. Разница небольшая, у меня 60 тысяч недочет. У вас, как вы говорите, 80 тысяч. У Купесбая была выше должность, поэтому пенсия выше по должности. Но и ему сегодня не доплачивают. Потому что тот человек, который сегодня уволился в запас с должности уважаемого господина капитана 1 ранга, получает еще большую пенсию. Мы все ждали этот указ, ждали 1 января 2016 года. Наконец-то нам дадут то, что в арифметических действиях называется вычитанием. Я не получил надбавку за воинское звание, за классность, за секретность. То, что сейчас получают другие офицеры запаса. Каким образом вы, изучив все документы, считаете возможным устранение диспропорции? Что нужно сделать этому управлению пенсионного обеспечения или центру по выплатам, в котором сидят гражданские люди. Разделили нас на три категории. Сами не знают, о чем речь идет. Есть воинское звание, есть должностной оклад. Умножай, дели, что хочешь делай. Но не вычитай.
С.Ж.: Следует знать, что об этом министрам, у которых проходят службу военнослужащие, было известно еще в 2000 году. Министр внутренних дел РК своим приказом №140 показал этим назначенцам, как нужно считать, что на что умножать, как делить. Поэтому нужно просто исполнять закон и указ.
— То есть пойти в МВД, взять расчет, почитать и не надо изобретать свой велосипед. Тем, что отберешь пенсию у меня, у таких, как я, страну не обогатишь. Ничего хорошего не будет. Сколько у нас в Алматы военнослужащих запаса?
К.Ж.: Чтобы люди правильно понимали, я должен сказать, все офицеры запаса отдают себе отчет, что народ, страна делают все, чтобы вооруженные силы были адекватны государству, его экономическим возможностям, политическим целям. Для этого президент страны не жалеет ни средств, ни своего времени. Мы это понимаем. И нас устраивает, что в Казахстане проявляется забота о вооруженных силах.
— Потому что, как говорили древние, народ, который не хочет кормить свою армию, хочет кормить чужую.
К.Ж.: Тысячи офицеров запаса довольны. По сравнению с офицерами многих постсоветских стран офицеры Казахстана, в том числе офицеры запаса, находятся в нормальном положении. Если говорить про город, то маслихат и акимат города для офицеров, для ветеранов ВОВ, для ветеранов локальных войн, для тружеников войны делают много: оплачивают санаторно-курортное лечение, выделяют деньги для этого.
— Понятно.
К.Ж.: Но проблема пенсионного перекоса должна решаться.
— Это называется социальной справедливостью. Ему так, а мне так.
К.Ж.: Это волнует тысячи офицеров запаса.
— Сколько их сейчас в Алматы? Ответь мне на вопрос.
К.Ж.: Сейчас это не имеет значения. 13 тысяч. Что тебе это даст?
— Это целая дивизия.
К.Ж.: Это семьи офицеров. Бери по 4 человека. Дело не в этом. Дело в том, что законы правильные, но исполнение из года в год наносит ущерб десяткам тысяч граждан Казахстана. Все очень просто. Нужно рассчитывать пенсию. Ее назначают. При назначении, неважно какая фамилия, допускаются ошибки — расчет, исходя из оклада по должности, по воинскому званию, каждый процент за выслугу лет и все надбавки.
— Сейчас это где-то в документах назвали – денежное содержание.
К.Ж.: Исправить очень просто, но из года в год это не делается. Верховный главнокомандующий дает указания, их не реализовывают. Прикрываясь красивыми словами, вводят в заблуждение руководство министерства и другие госорганы. В итоге все это выливается в то, что офицеры, уволенные в запас в различные годы, получают разные пенсии.
— Уважаемые чиновники Министерства обороны, МВД, КНБ! Везде есть пенсионные отделы и департаменты. Вникните в просьбы, которые сейчас прозвучали, разберитесь! Потому что 13 тысяч запасников только в Алматы доведены до белого каления. Это люди очень грамотные. Почти все еще могут стоять в строю. Если потребуется, будут писать заявления, жалобы. Пока звучит предложение.
К.Ж.: Мы готовы. Если нужно, выплатной центр Министерства обороны может приехать, показать, как это делается, оказать практическую помощь. Он может провести мастер-класс.
— А почему это допустили в Парламенте, или ему неподотчетно распоряжение ведомств? Там же есть военные. Генералы сидят. Или они всем довольны?
К.Ж.: С этим надо разбираться.
— Не зря говорят, что генерал – это не звание, а счастье.
С.Ж.: Разрешите, я отвечу на ваш вопрос. Почему вы получаете меньше? Не знаю, что было в голове у этого распоряженца, который выписывал. Но могу сказать, что полковнику, который ушел на пенсию до 2006 года, исчисляется пенсия с суммы 6676 тенге. Полковник, который ушел с этой же должности с меньшей выслугой лет – 12 с половиной лет…
— Какая бы ни была выслуга лет, полковник есть полковник. И за звание ему будут платить хоть в 12 лет, хоть в 20.
С.Ж.: Нет. Это имеет значение. Те, у кого выслуга 12,5 лет и более и они уволены в 2013 году, то получают с 70 тысяч.
— Проценты с 70 тысяч. У нас сейчас 65 % потолок?
С.Ж.: Нет. Два потолка. 65 % и 109 МРП.
— Не более.
С.Ж.: Это введено 553 законом от 2012 года. Вот почему разница в назначении.
— Вы полковники, вам по 70 тысяч. Выслуга такая-то. Вот вам еще от этих 70 тысяч.
Как сказал Купесбай, все законы правильные. Президент многое решает. В 1993 году мы первыми в СНГ приняли закон о статусе и социальной защите военнослужащих, закон о всеобщей воинской обязанности. Но беда в том, что законы, регулирующие прохождение воинской службы, прохождение ее личным составом вооруженных сил… В них никто не вникает. Потому что кадры ушли оттуда, а назначенцы – вот я назначаю пенсии. Что тут забывается? 12 лет. А может ли полковник быть уволен за эти 12,5 лет. Чтобы быть уволенным в звании полковника, он должен прослужить по закону о воинской обязанности в статусе военнослужащего не менее 21 года. Вот почему взято за основу и научно обосновано за 20 лет 50 %. А искусственно за 12,5 лет пенсия выдавалась в тот тяжелый период, чтобы сохранить вооруженные силы, чтобы пришли люди…
— Так называемые пиджаки с гражданки.
С.Ж.: Да. Офицеры запаса. Но они должны были закончить службу в 2013 году.
— По-моему, так и получилось.
С.Ж.: И проблема должна была возникнуть с 2013 года. А она возникла еще в далеком 2005.
— Тогда они шли к нам в коллеги, чтобы квартиры получить.
С.Ж.: Нет. Из-за назначения. Многие военнослужащие запаса, если вы их спросите, в чем дело, начнут возмущаться.
К.Ж.: И еще. Мы в 1998 году, все офицеры, зафиксировали размер пенсии. А об этом опять забыли. Забыли чиновники, не государство. То есть чиновники, не разбираясь в тонкостях закона, допускают ошибки.
— Что-то с дисциплиной у нас как-то… Подводим итог. Господин капитан 1 ранга, вам слово.
К.Ж.: Офицеры запаса остаются тем же костяком Казахстана, костяком вооруженных сил, которые готовы в любой момент опасности встать в строй. И они прекрасно понимают, что ошибки допущены некоторыми чиновниками и верят, что эти ошибки будут исправлены. У государства есть все возможности.
— А вы готовы помочь. Полковник Жумашев, вам слово.
С.Ж.: Желаю всем, кто задействован в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих запаса в отставке, принять за руководство методику, обозначенную в указе № 140 министра внутренних дел и произвести перерасчет с 2016 года в порядке, установленном законом.
— Мне остается добавить сакраментальное. Честь имеем!
Видеоверсию смотрите здесь.