Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
8
USD
421
0.00
EUR
499
0.00
RUB
5.6
0.00

Должен ли Казахстан воевать в Сирии?

75908

Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан — за два дня кризиса так и не обозначили позицию по поводу враждебных действий Турции в отношении их союзника».

ОДКБ

Скриншот статьи на «Ленте.ру»

Уже в первом абзаце мы видим передергивание фактов. Ведь на следующий день МИД Казахстана выступил с заявлением по поводу сбитого СУ-24. Как ни странно, но и сам автор статьи (Сергей Подосенов), как бы спохватившись, чуть позже сам себя опровергает: «С момента уничтожения российского бомбардировщика прошло уже больше суток, однако пока только два участника ОДКБ — Казахстан и Армения — обозначили свои позиции по поводу инцидента.

Заявление казахстанского МИД, размещенное утром 25 ноября на сайте дипломатического ведомства, представляет собой прекрасный образчик дипломатичной выхолощенности в духе «ни нашим, ни вашим».

Ведомство выразило «серьезную озабоченность» по поводу ухудшения российско-турецких отношений, принесло соболезнования в связи с гибелью российских военнослужащих и призвало Москву и Анкару к сдержанности, воздержавшись от оценок.

Интересно, какую реакцию хотел увидеть российский аналитик со стороны внешнеполитического ведомства Казахстана?

«Единства в казахстанском обществе нет, — продолжает Подосенов. — Пока власти республики молчали, в тамошних СМИ раздались призывы не становиться «заложником российской силовой политики, которая все чаще создает проблемы для ее партнеров», сохранять «многовекторность» внешней политики».

Что говорит устав?

Возможно кому-то в российском истеблишменте и хочется, чтобы Беларусь, Кыргызстан, Армения и Казахстан направили свои войска в Сирию. Но вот хотят ли этого сами республики? Кстати, и Устав ОДКБ никоим образом не говорит о том, что все страны-участники ОДКБ должны включаться в военные операции, проходимые за границами государств-участников договора.

УСТАВ

В статье № 8 Устава ОДКБ говорится:

«Государства–члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств – членов».

И далее:

«Государства–члены принимают меры к созданию и функционированию в рамках Организации системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов».

А если посмотреть статью № 5, то там прямо сказано:

«Организация действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов».

Мнения экспертов

Эдуард Полетаев, политолог:

11143558_926822274046591_4592459055579228192_o

Эдуард Полетаев

— Определение обязанностей в Уставе ОДКБ несколько размыто — так всегда делается в подобных документах. Но даже из этих пунктов видно и ясно:

страны ОДКБ вовсе не обязаны участвовать в военных действиях, которые другое государство-член договора ведет на чужой, а не на своей территории.

Если бы суверенитету или целостности России действительно угрожала военная опасность, Казахстан мог бы (подчеркиваю: мог бы) участвовать в отражении агрессии. Пока такой необходимости нет.

Нуртай Мустафаев, политический обозреватель:

1425554994_555

Нуртай Мустафаев

— Это очень опасная затея — пытаться втянуть кого-то в войну в Сирии. Не думаю, что это все всерьез — ведь прямой агрессии в отношении России мы не видим. Если такое случится, тогда Россия может запросить помощи у стран-членов ОДКБ. Вместе с тем,

я не считаю ОДКБ какой-то влиятельной структурой. Она, скорее, выполняет декларативные функции.

Даже когда в июле 2010 года были беспорядки в Оше и были призывы задействовать потенциал ОДКБ, со стороны Организации мы услышали только невнятные объяснения и заверения.

К сказанному можно добавить и еще один момент. В Уставе ОДКБ есть статья № 19, которая гласит:

«Любое государство–член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода».

И последнее. Статья «Дружественное молчание» вышла сегодня, 26 ноября, как раз перед началом пленарного заседания Парламентской Ассамблеи ОДКБ в Санкт-Петербурге. По инициативе российских парламентариев планируется внести в повестку дня заседания проект обращения Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ к парламентам государств мира об объединении усилий в противодействии терроризму. По словам председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Леонида Слуцкого, «в проекте одобренного документа идет речь о предложении создать реальную антитеррористическую коалицию на евразийском континенте. «Будет рассматриваться, прежде всего, опыт ОДКБ, — сказал Леонид Слуцкий.

 

 

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter