В российских СМИ участились нападки на правительства стран-членов ОДКБ по поводу их невмешательства в военные действия, проводимые Вооруженными силами России в Сирии. Не избежал такой атаки и Казахстан.
Так, в материале «Дружественное молчание», опубликованном порталом Лента.ру говорится:
«Сбив во вторник, 24 ноября, российский бомбардировщик Су-24, Турция первым делом обратилась к послам стран блока НАТО, членом которого она является. Было незамедлительно созвано чрезвычайное заседание совета альянса, и Анкара получила полную поддержку союзников, обвинивших Россию в нарушении турецкого воздушного пространства. А партнеры Москвы по Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) —
Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан — за два дня кризиса так и не обозначили позицию по поводу враждебных действий Турции в отношении их союзника».
Уже в первом абзаце мы видим передергивание фактов. Ведь на следующий день МИД Казахстана выступил с заявлением по поводу сбитого СУ-24. Как ни странно, но и сам автор статьи (Сергей Подосенов), как бы спохватившись, чуть позже сам себя опровергает: «С момента уничтожения российского бомбардировщика прошло уже больше суток, однако пока только два участника ОДКБ — Казахстан и Армения — обозначили свои позиции по поводу инцидента.
Заявление казахстанского МИД, размещенное утром 25 ноября на сайте дипломатического ведомства, представляет собой прекрасный образчик дипломатичной выхолощенности в духе «ни нашим, ни вашим».
Ведомство выразило «серьезную озабоченность» по поводу ухудшения российско-турецких отношений, принесло соболезнования в связи с гибелью российских военнослужащих и призвало Москву и Анкару к сдержанности, воздержавшись от оценок.
Интересно, какую реакцию хотел увидеть российский аналитик со стороны внешнеполитического ведомства Казахстана?
«Единства в казахстанском обществе нет, — продолжает Подосенов. — Пока власти республики молчали, в тамошних СМИ раздались призывы не становиться «заложником российской силовой политики, которая все чаще создает проблемы для ее партнеров», сохранять «многовекторность» внешней политики».
Возможно кому-то в российском истеблишменте и хочется, чтобы Беларусь, Кыргызстан, Армения и Казахстан направили свои войска в Сирию. Но вот хотят ли этого сами республики? Кстати, и Устав ОДКБ никоим образом не говорит о том, что все страны-участники ОДКБ должны включаться в военные операции, проходимые за границами государств-участников договора.
В статье № 8 Устава ОДКБ говорится:
«Государства–члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств – членов».
И далее:
«Государства–члены принимают меры к созданию и функционированию в рамках Организации системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов».
А если посмотреть статью № 5, то там прямо сказано:
«Организация действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов».
Эдуард Полетаев, политолог:
— Определение обязанностей в Уставе ОДКБ несколько размыто — так всегда делается в подобных документах. Но даже из этих пунктов видно и ясно:
страны ОДКБ вовсе не обязаны участвовать в военных действиях, которые другое государство-член договора ведет на чужой, а не на своей территории.
Если бы суверенитету или целостности России действительно угрожала военная опасность, Казахстан мог бы (подчеркиваю: мог бы) участвовать в отражении агрессии. Пока такой необходимости нет.
Нуртай Мустафаев, политический обозреватель:
— Это очень опасная затея — пытаться втянуть кого-то в войну в Сирии. Не думаю, что это все всерьез — ведь прямой агрессии в отношении России мы не видим. Если такое случится, тогда Россия может запросить помощи у стран-членов ОДКБ. Вместе с тем,
я не считаю ОДКБ какой-то влиятельной структурой. Она, скорее, выполняет декларативные функции.
Даже когда в июле 2010 года были беспорядки в Оше и были призывы задействовать потенциал ОДКБ, со стороны Организации мы услышали только невнятные объяснения и заверения.
К сказанному можно добавить и еще один момент. В Уставе ОДКБ есть статья № 19, которая гласит:
«Любое государство–член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода».
И последнее. Статья «Дружественное молчание» вышла сегодня, 26 ноября, как раз перед началом пленарного заседания Парламентской Ассамблеи ОДКБ в Санкт-Петербурге. По инициативе российских парламентариев планируется внести в повестку дня заседания проект обращения Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ к парламентам государств мира об объединении усилий в противодействии терроризму. По словам председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Леонида Слуцкого, «в проекте одобренного документа идет речь о предложении создать реальную антитеррористическую коалицию на евразийском континенте. «Будет рассматриваться, прежде всего, опыт ОДКБ, — сказал Леонид Слуцкий.