После валютного шока главный банк страны вновь заявил о кампании по дедолларизации экономики.
Национальный банк будет наказывать тех, кто указывает цены за товары, работы и услуги в долларах, говорится в сообщении Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
«В палату предпринимателей поступил запрос от главного банка страны по пунктам 3.1.8, 3.1.9, 3.4.19 Плана мероприятий по снижению уровня долларизации экономики Казахстана на 2015-2016 годы. Национальный банк предлагает продолжить исполнение данных пунктов и закрепить в рамках проекта Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле». В частности, предлагается ввести запрет на измерение и указание цены товаров, работ и услуг в иностранной валюте, а нарушителей данного требования привлекать к административной ответственности. Более того, Нацбанк также предлагает отныне обменные операции с наличной инвалютой на территории Казахстана проводить исключительно в уполномоченных банках. В связи с этим «Атамекен» просит предпринимательское сообщество не оставаться в стороне и направлять свои замечания и предложения по данным нормам», – отмечено в сообщении на сайте бизнес-ассоциации.
Подобная кампания уже имела место в недавнем прошлом. Год назад, глава Нацбанка, в то время Кайрат Келимбетов, заявлял, что необходимо предпринять все меры, чтобы «национальная валюта заняла достойное место как мера стоимости, мера платежа». Однако успехи политики дедолларизации образца 2014 г. были достаточно скромны. Чем обернется «дедолларизация» под руководством Данияра Акишева, сказать сложно. Официальных комментариев по этому поводу пока не прозвучало. А вот реакция экспертного сообщества оказалась весьма неоднозначной.
– В принципе, повышение уровня приоритета национальной валюты над иностранными внутри отдельно взятого государства – это стандартная функция Нацбанка и соответствующих госведомств, и в этом нет ничего особенного, – считает старший аналитик Альпари Анна Бодрова. – Обычно подобные меры описаны в стратегических документах правительств и регуляторов. Сейчас никто не говорит о прекращении долларового обращения в банковской системе Казахстана, речь идет о приоритете тенге. И это нормально.
Добиться дедолларизации экономики, как считает Анна Бодрова, можно, и здесь главный вопрос в том, на какие рычаги нажмет Нацбанк.
– Частные обменные пункты давно пока закрыть – это очистит банковскую систему. Совершать валютные операции все-таки стоит внутри финансовых организаций, лицензированных соответствующим образом. Импортеры и экспортеры приспособятся к ситуации, тем более им пока не ограничивают финансовые потоки и их содержание, – рассуждает эксперт. – Интересно, что в соответствующем документе казахстанского правительства отмечается необходимость проведения, например, аукционов с целью предоставления банкам долларовой ликвидности в 2015 и 2016 годах. Так делает и российский ЦБ, который в целях поддержки своей валюты «увел» банки с рынка и сократил тем самым внутреннюю волатильность.
– Что может получиться из планов дедолларизации «Келембетова-Акишева»? Вежливо говоря, мало что, – уверен экономист Петр Своик. – Потому что запрет на прописание в ценниках доллара, а также перенос обмена валюты в некие уполномоченные пункты ничего не даст. Это может навести некий внешний лоск, но это никаким образом не отменит долларизацию экономики Казахстана. Например, сейчас объем активов банков, исчисляемых в долларах и в тенге, составляет две трети к одной трети, тогда как объем банковских кредитов, наоборот, две трети в тенге и только треть в долларах. То есть серьезнейшие диспропорции внутри самой банковской системы.
По мнению Петра Своика, чтобы добиться дедолларизации, важнее помимо экономических решений дать населению гарантии, что курс тенге не упадет и можно спокойно хранить сбережения в национальной валюте.
– Дедолларизация может быть осуществлена только при полной синхронизации курсового повеления обеих валют, нужно честно признать, что доллар такая же национальная казахская валюта, как и тенге, потому что именно в долларах осуществляется вся внешнеэкономическая деятельность Казахстана, а она как известно является определяющей и для внутренней экономики тоже. Поэтому принципиальный вопрос — это как соотносится казахская валюта доллар к казахской валюте тенге.
Единственным правильным решением по дедолларизации экономики, по мнению экономиста, будет жесткая привязка тенге к курсу доллара.
– Пока тенге будет «уплывать» от доллара, никакой дедолларизации не может быть в принципе. Пока тенге будет плавать относительно доллара, разговоры о дедолларизации так и останутся разговорами. Нужно зафиксировать эти курсы, так как это две стороны одной монетарной медали, – говорит Петр Своик. – Не мы приняли решение продавать наше сырье за доллары, не мы приняли решение покупать нужные нам товары за доллары, таковы правила мирового рынка, и мы с ними согласились. Тогда и нечего елозить курсом тенге по доллару, они должны вести себя одинаково. А опорой веры в тенге надо сделать накопительную пенсионную систему, чтобы пенсионные деньги не только не прогорали, но и через разумное инвестирование гарантированно прибавлялись, лучше чем любой долларовый депозит. Вот если это сделать, тогда в Казахстане реально произойдет дедолларизация и тенге перестанет быть младшим братом доллара, а станет равноправным экономическим партнером, причем с точки зрения хранения денег в тенге государство должно обеспечивать преимущество.