В Казахстане китайские компании контролируют от одной пятой до четверти производства нефти, пишет КазТАГ, со ссылкой на газету «Коммерсантъ».
«Китай инвестирует в экономику среднеазиатских государств миллиарды долларов. По данным МВФ, торговля Китая с Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Узбекистаном выросла с $1,8 млрд в 2000 году до $50 млрд в 2013-м. По мнению экспертов, уже в ближайшие годы Китай может стать крупнейшим торговым партнером стран этого региона, обойдя Россию. В Казахстане китайские компании уже сейчас контролируют от одной пятой до четверти производства нефти», — говорится в публикации.
Кроме того, в Туркменистане Китай уже обошел Россию, став крупнейшим покупателем местной нефти. В прошлом году на Китай приходился 61% туркменского экспорта нефти. Китай также инвестирует в нефтеперерабатывающие и цементные заводы, а также в строительство дорог и туннелей в Киргизии и Узбекистане.
По мнению аналитиков британской газеты Financial Times, в то время как участие Китая в делах среднеазиатских государств растет, влияние России в регионе падает.
Как отмечается, в ближайшие три года Китай собирается инвестировать в Таджикистан $6 млрд, что соответствует двум третям годового ВВП страны. Запуск Китаем проекта «Новый Шелковый путь», по мнению экспертов, означает в числе прочего переориентацию китайских инвестиций в регионе.
«Если раньше Китай инвестировал в нефтегазовый сектор, то сейчас речь идет об инфраструктуре, промышленности, сельском хозяйстве, туризме и других сферах»,- заявил эксперт по Центральной Азии при Китайском институте современных международных отношений Дин Сяосин.
Одним из инфраструктурных проектов Китая в Центральной Азии стало создание центра приграничного китайско-казахстанского сотрудничества — сухого порта в городе Хоргос.
Как заявил Рафаэлло Пантуччи из британского Королевского объединенного института оборонных исследований о проникновении Китая в Среднюю Азию, что «это «непреднамеренная» империя Китая. В этой части мира Китай явно становится самым важным игроком».
«Рост влияния Китая в регионе вызывает и негативную реакцию России. Когда было объявлено о стратегии Шелкового пути, Москва восприняла это как вызов ее собственному проекту по региональной интеграции, Евразийскому экономическому союзу. Правда в мае нынешнего года страны подписали декларацию о сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и проектом Шелкового пути», — говорится в публикации.
По мнению аналитиков, негласная договоренность между Москвой и Пекином предусматривает, что Россия уступит экономическое господство в регионе Китаю, но сохранит влияние в военной сфере и в вопросах безопасности.