Ровно два месяца назад тенге ушел в свободное плавание. Казалось, резкая девальвация должна была помочь отечественным экспортерам, но помогла кое-кому другому.
Напомним, что среди главных запевал необходимости девальвации были руководители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и «Народного банка Казахстана». По их мнению, для восстановления позиций, утраченных казахстанскими предпринимателями до августовской девальвации, необходимо было восстановить паритет нашей валюты к российской в отношении примерно 5 тенге за рубль. На сентябрьской пресс-конференции глава «Народного» Умут Шаяхметова оценила величину оттока капитала из Казахстана в Россию за прошлый год из-за возникшего диспаритета тенге с рублем в $11 млрд. По текущему 2015 году, как прогнозирует банкир, ожидается гораздо больший объем оттока. Назвав нынешнюю девальвацию тенге правильным решением, г-жа Шаяхметова предположила, что теперь конкурентоспособность отечественных производителей должна расти. Благотворное влияние девальвации тенге для ориентированных на экспорт предприятий предвещал и руководитель НПП Аблай Мырзахметов, отметивший, что правительство и Нацбанк наконец-то прислушались к требованиям бизнес-сообщества страны. Спасением для казахстанских производителей назвали переход к свободно плавающему курсу тенге и миллиардеры-сырьевики Александр Машкевич (Еurasian Resources Group) и Владимир Ким («KAZ Minerals Plc», ТОО «Корпорация «Казахмыс»).
Что ж,
биржевой курс рубля уже поднялся почти до 4,5 тенге, но на деле, судя по данным статистиков, ситуация выглядит с точностью до наоборот. В отечественной промышленности нарастает спад выпуска продукции
Соотношение выпуска в сентябре к августу – спад на 4,7%, к первому месяцу прошлогодней осени (в годовом выражении) – на 4,2%, а за 9 месяцев текущего года к тому же периоду год назад (среднегодовом исчислении) – 1,0%. При этом динамика в горнодобывающей отрасли выглядит еще хуже, так как здесь объем производства сократился соответственно на 14,1%, 9,0% и 1,8%. Между тем именно эта отрасль является главным поставщиком валютной выручки для экономики страны.
Аховая ситуация сложилась в отрасли по электроснабжению, подаче газа, пара и воздушному кондиционированию, где в сентябре по сравнению с августом сложился спад на 6,2%, в годовом выражении – на 3,4%, в среднегодовом – 1,7%. А в водоснабжении, канализации и контроле над сбором и распределением отходов объем производства упал в сентябре к тому же месяцу прошлого года на 7,5%, за январь-сентябрь – на 9,0%. Правда, к августу за первый месяц осени здесь сложился значительный прирост на 26,7%.
Исключение из этой пессимистичной картины составила перерабатывающая отрасль, где динамика объема производства сложилась положительная: в сентябре по сравнению с последним месяцем лета прирост составил 7,9%, в годовом выражении – 2,4%, а в среднегодовом – 0,7%. Но этот прогресс вряд ли кого-то на самом деле радует как минимум по двум причинам: во-первых, отечественные производители вынуждены повышать цены на свою продукцию, в которой велик импортный компонент, а во-вторых, как бы они не старались, без значительных поставок продукции из-за рубежа наполнить внутренний рынок им не под силу.
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
О том, что девальвация тенге не особо помогает казахстанским предприятиям-экспортерам, говорят и данные статистиков по соответствующим регионам Казахстана. Так, в главной нефтяной житнице страны – Атырауской области – в сентябре по сравнению с августом выпуск продукции уменьшился на 0,7%. Аналогичная ситуация и в других углеводородных областях – Актюбинской (1,4%), Западно-Казахстанской (12,1%), Кызылординской (3,0%) и Мангистауской (2,3%). В «минусе» закончили сентябрь и металлургические области – Карагандинская (0,9%), Костанайская (0,1%), Павлодарская (18,0%) и Восточно-Казахстанская (5,1%). На этом фоне удивительным выглядит увеличение объема производства в тех регионах, экономика которых не опирается на экспорт сырья, — Акмолинской (4,7%), Алматинской (7,3%), Жамбылской (34,5%), Северо-Казахстанской (6,8%) областях, а также в Астане (18,1%) и Алматы (2,5%).
В определенной степени такой парадокс объясняет тот факт, что девальвацию тенге лоббировали в основном отечественные банкиры и аграрии
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК