Пожар уничтожил жилой дом и породил юридический казус: аким Жетысуского района Алматы Талгат Разаков сообщил погорельцам, что часть их уничтоженного дома незаконна, и потому власти ее восстанавливать не будут. Решение интересное: во-первых, выгодное, а во-вторых, буквально историческое — ведь таким образом Разаков отменил решения советских властей 1969 года! Хотя погорельцы уверены, что районный акимат собирается сэкономить на них при строительстве нового дома, «обрезав» их законные квадратные метры.
Именно так сказал аким Жетысуского района Алматы Талгат Разаков погорельцам, лично приехав на место происшествия на следующий день после ЧП.
Напомним, в ночь на 7 августа сгорел дом барачного типа по адресу: улица Тобоякова, 12. Для того, чтобы справиться с пожаром, площадь которого составила 1000 квадратных метров, сотне сотрудников противопожарной службы потребовалось почти пять часов.
Учитывая то, что дом, построенный еще в 30-е годы прошлого века, был каркасно-камышитовым, утром его жильцы наблюдали только горы углей. Спасти хоть что-то из имущества люди не успели.
Тем не менее слова районного акима их немного успокоили. Ведь представитель власти обещал не только то, что дом отстроят заново, как было, но и компенсации: единовременные выплаты по 100 МРП и по 35 тысяч тенге ежемесячно, чтобы хоть как-то компенсировать людям расходы на временное жилье.
Прошел месяц. Но с того дня как люди остались без крова над головой особой помощи от государства они так и не дождались.
— По 35 тысяч тенге ежемесячно получили только некоторые из жильцов, — рассказывают люди. — Остальные этой помощи не видели.
— Что касается единовременного пособия в 100 МРП, то его мы тоже не можем получить, якобы до сих пор не готов акт пожарной экспертизы. А без него выплаты не делают.
На законный вопрос погорельцев, адресованный представителю акимата, которая 5 сентября приехала на встречу с ними, почему так происходит, она только пожала плечами.
Зато из частного телефонного разговора с еще одним помощником акима района по имени Адлет погорельцы узнали, что положенные им ежемесячные 35 тысяч тенге, оказывается, теперь внесены в смету на восстановление их жилья (запись разговора имеется в распоряжении редакции).
Но строительство нового жилья, как и обещал районный аким Талгат Разаков, уже началось. Вот только ни о какой его прозрачности говорить не приходится. На протяжении нескольких недель люди не только не могли узнать названия компании, которая начала заливку фундамента их нового дома, но и получить на руки копии плана строительства, сметы и прочих документов.
Причины такого поведения районных властей и присланных ими строителей стали понятны 4 сентября — на встрече с районным акимом. Только тут люди узнали, что жилье им восстановят. Но частично. Некоторые из жильцов сгоревшего дома недосчитаются по нескольку десятков квадратных метров, так как аким района считает, что они были построены незаконно.
— Жилье у всех приватизированное. Однако они нам говорят, что общая площадь наша приватизирована, но не легализована.
Говорят «мы вам общую площадь построим, а кухни строить не будем», — возмущаются погорельцы. — Хотя кухни были построены еще в 1969 году государством
— Тогда, в 1969-м, делали капитальный ремонт, — поясняют жильцы. — И тогда нам пристроили кухни и каждому сделали отдельный вход. Мы сами никто себе ничего не строили. Приватизация прошла в 90-х годах, все приватизировано нами было без проблем. А теперь представители акимата настаивают, что все кухни незаконно пристроены! На вопрос «что тут незаконного?» нам не отвечают. Требуют справку с ГАСКа, но в БТИ говорят, что в ГАСКе такую справку не дадут, так как дом сгорел, и его не существует. Замкнутый круг получается.
В итоге аким района собирается оставить без кухонь как минимум 8 семей. Даже несмотря на то, что кухни значились и в технических паспортах и в базах данных ГАСКа и ЦОНа.
— У меня 38.7 квадрата по техническому паспорту, а они мне хотят всего 16 поставить. Хотя у меня в прописке вся семья — 6 человек. Недавно еще мужа прописала, — возмущается одна из пострадавших от пожара.
— Мы пришли к акиму на прием 4 сентября, — рассказывает другая погорелица. — Он нам показал свой план. Там на нем ручкой человек у восьми кухни вычеркнуты. Аким говорит: «Мы это строить не будем». Я показала ему свой техпаспорт, чтобы доказать, что все законно, но он говорит: «Ваш техпасорт — это бумажка. Заберите. Это никакой не документ». Хотя и в БТИ, и в ЦОНе все утверждают, что у нас все в порядке, говорят: «Чего они голову морочат? У вас есть квадратная печать из юстиции. Все законно».
Люди понимают: раз технические паспорта на сгоревшее жилье со всеми необходимыми визами и печатями аким района не признает законными, то надежда на справедливое решение вопроса по закону тает прямо на глазах. Мало того, по словам погорельцев, их уже предупредили, что если они поднимут шум, то горько пожалеют об этом:
— Нам постоянно говорят: «Если вы будете возмущаться, мы вообще откажемся от вас, закроем стройку, и вы будете строить на свои деньги», — рассказывает девушка, проживавшая в сгоревшем доме. — Помощник акима по имени Торехан, фамилию не знаем, буквально накинулся на нас: «Вы должны сказать нам спасибо за то, что мы вам строим! Мы вообще не имеем права строить вам по закону, потому что у вас не ситуация ЧС». Мы не стали ругаться, развернулись и ушли.
Погорельцы все еще надеются на то, что к новому году, как и было обещано, они получат восстановленное жилье. Письма и жалобы они уже направили в ряд инстанций. Надеются они и на то, что наконец получат от государства обещанную материальную помощь, часть которой почему-то вошла в расходы на строительство их дома, а другая — лежит в ожидании готовности акта пожарно-технической экспертизы.