Глава государства призвал «не нормальную цену на хлеб сделать нормальной». Слова президента, сказанные им во время беседы с сельхозпроизводителями в Акмолинской области, моментально стали ключевой новостью и не на шутку встревожили казахстанцев. Народ интересуют ответы два вопроса: какой должна быть нормальная цена и когда ждать повышения?
5,6 млрд тенге в год выделяет госказна для стабилизации цен на хлеб. На эти деньги государство закупает пшеницу, а затем акиматы подписывают меморандумы с пекарнями и мукомольными предприятиями, распределяя дотационную муку для выпечки социального хлеба. Такой механизм не выгоден с точки зрения экономики, но считается, что позволяет защищать интересы малообеспеченных слоев населения страны.
– Более справедливый порядок выплат государственных дотаций будет, если адресную помощь будут получать только бедные, а не все слои населения, как это происходит сейчас, – говорит президент союза мукомолов Южного Казахстана Мукан Абдиев. – Государство регулирует цены на хлеб, не вникая при этом в проблемы производителей. Когда зерно стоит 45 тенге, как может булка хлеба стоить 60 тенге? Высокая стоимость научит народ ценить хлеб, а не выкидывать его в помойку и не кормить им собак и свиней.
Кстати, именно этот аргумент про свиней, которых кормят социальным хлебом, приводил депутат Айкын Конуров, когда в прошлом году выдвинул идею установить 300 тенге за буханку хлеба:
– Люди, занимающиеся разведением скота, кормят своих свиней социальным хлебом. Я лично наблюдал такую картину в регионах. Оказывается, на нем свиньи растут как на дрожжах, – возмущался депутат. – Получается, имея государственные субсидии на выращивание скота, многие используют такой хлеб и имеют чистую прибыль. В городах ситуация не лучше. Подойдите к любой мусорке — везде стоят огромные пакеты с хлебом, сухарями, баурсаками. Люди просто выкидывают хлеб, не ценят его.
Тогда депутата поддержали не только мукомолы, в лице президента Союза зернопереработчиков Евгения Гана, который высказал мнение, что сдерживание цены на хлеб – не та забота, которая нужна казахстанцам, но и министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Комментируя журналистам высказывания депутата о стоимости хлеба, министр сказал:
– 300 тенге – это, конечно, много. Но в целом Конуров прав, что удешевлять его для всех, то есть бедных и богатых слоев населения, за счет госбюджета, неправильно. Правильно – это когда цена на хлеб будет рыночной, с учетом стоимости всех составляющих затрат, а нуждающимся слоям населения платить денежное пособие.
Тогда же Асылжан Мамытбеков заверил казахстанцев, что нынешняя цена на хлеб не повысится до сентября 2015 года.
4 сентября этого года НК «Продкорпорация» установила цены на зерно, закупаемое в коммерческие ресурсы компании, в размере 42 000 тенге за тонну (с учетом НДС). Мукомолы говорят, что если ориентироваться на эту цифру, то хлеб будет не просто дорогим, а очень дорогим. Но при этом, какой будет нормальная рыночная цена, не говорят. Хлеб – главный социальный продукт и просто так задрать цену ради коммерческой выгоды не получится.
– Когда в 2007 году цены на хлеб и бензин регулировал рынок, они все время безудержно росли, не имея на то никаких экономических обоснований, кроме коммерческой выгоды, в дело вмешалось правительство, – рассказал на условиях анонимности директор одной мукомольной компании. – В сентябре 2007 года в правительстве Казахстана было принято решение, что все хлебозаводы будут регулироваться. И в недельный срок цена на хлеб с 60 тенге опустилась до 39. А в Ассоциации хлебопеков Алматинской области, думаю, очень хорошо помнят о том, как около двух десятков пекарей предстали перед судом по обвинению в ценовом сговоре – они подняли цену на 10 тенге из-за того, что вынуждены были добавлять муку лучших сортов в дотационную муку плохого качества.
Как бы то ни было час «Х» пробил – сейчас сентябрь 2015 года, а значит скоро на хлеб будет совсем другая цена.
По словам хлебопеков, высокая стоимость хлеба позволит им использовать качественное сырье и развивать продуктовую линейку, но другой вопрос — будет ли дорогой хлеб пользоваться спросом у населения?
– Если отменят дотационную муку, мы вынуждены будем закрыть производство, – говорит главный технолог шымкентской хлебопекарни. – В Шымкенте многие традиционно питаются хлебом и чаем. Сейчас конкуренцию «социальному» хлебу составляют узбекские лепешки, их в Шымкенте продают на каждом шагу – они дороже, но вкуснее. Формовой хлеб у нас стоит 35 тенге, лепешки – 100. Не будет дотационной муки, не будет смысла печь формовой хлеб, а чтобы переоборудовать пекарню, у нас средств нет.
– Сначала нужно внедрить программу продовольственной помощи людям с низкими доходами, пенсионерам и многодетным, которые не имеют возможности покупать дорогой хлеб, – говорит Мукан Абдиев, – а потом уже повышать стоимость хлеба.
В каком виде правительство организует программу адресной помощи — пока неизвестно. Возможно, последуют совету депутата Конурова, который предлагал ввести продовольственные талоны.
– Цена на социальный хлеб должна остаться, – предлагал Конуров. – Если человек идет за «кирпичом» хлеба в магазин, то должен иметь карточку от государства, на которой будет определенная сумма денег.
Подобная программа действует в США это – Food Stamps (продовольственные талоны), на которые можно приобретать еду в супермаркетах, продовольственных магазинах, в некоторых ресторанах, а также получать еду по специальной программе помощи людям.