Предложение сделать нормальной цену на хлеб, то есть увеличить её, но при этом дотировать социально уязвимую часть населения, вызвало, как принято говорить, широкое обсуждение в обществе. Далеко не все одобрили такую инициативу, что понятно — цену на хлеб привыкли считать некой социальной условной единицей. Но большинство казахстанцев, в том числе и сами «уязвимые», согласились, что это правильно и честно в первую очередь по отношению к людям, хлеб производящим. Однако вместе с вопросом цены на хлеб встает и вопрос его качества.
Следует признать, что в зерносеющем, экспортно-зерновом Казахстане низкое качество хлеба, особенно того хлеба, который принято называть социальным (формовой хлеб). Впрочем, булки, булочки и батоны тоже не отличаются высокими характеристиками. Вот что пишут в комментариях пользователи социальных сетей:
«Я выкидываю хлеб. Потому что он даже сутки не лежит. Плесневеет или закисает. Становится липким и воняет».
«Те батоны и булки, которые лежат на прилавках магазинов, на третьи сутки даже бродячие собаки не едят».
«Кушать наш хлеб просто опасно для здоровья, а если на него ещё и цену поднимут, то получится, что это не помощь, а наглая обдираловка».
«Как можно поднимать цены на такой плохой хлеб, он и этих денег не стоит!»
Если попросить производителей зерна, мукомолов и хлебопеков объяснить причины такого явления, как плохое качество хлеба, они начнут многословно описывать свои проблемы, которые, по сути, сводятся к одному: хлеб – продукт социальный, дешевый и не дает желаемой прибыли, а раз так — чего вы хотите?!
Да, того «старого» хлеба, с хрустящей корочкой и душистым ароматом, который можно наполовину схрумкать по пути от магазина до дома, сейчас нет. И все же хлебное дело – далеко не малоприбыльное. Это доказывает хотя бы постоянное появление новых частных мельниц и пекарен.
– Только в Костанае больше 120 мельниц. Костанай – это столица казахстанских мельниц, и каждый хозяин-мукомол бегает, пытается закупить зерно, – рассказал порталу 365info на условиях анонимности директор одной из костанайских мельниц. – И начинаем сами себе поднимать цены: один две тенге дал выше, другой две с половиной, а качество зерна при этом, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В прошлом году, когда урожай остался под снегом, и хорошего зерна было очень мало, в основном предлагали перезимовавшее зерно, а это настоящий яд
— Такое зерно запрещается применять для пищевых и кормовых целей, токсическое вещество в нем очень стойкое и не разрушается даже при нагревании. Но ведь можно смешать хорошее с плохим, добавить разную химию, повышающую белизну, улучшающую клейковину…
В последнее время многие производители начали баловаться различными добавками – улучшителями, разрыхлителями, ферментами, ароматизаторами…
2015 год оказался весьма удачным для компаний, которые торгуют ферментами для улучшения качества муки.
Добавки пользовались огромным спросом и благодаря им плохое зерно превращалось в муку высшего сорта
Впрочем, улучшители-разрыхлители-ароматизаторы тоже бывают разными – натуральными и синтетическими. Синтетические, естественно, дешевле, поэтому их и берут больше. Но в результате эффект получается обратный. Все чаще люди жалуются на качество хлеба. Нет аромата, булки ужасно крошатся и вместо того, чтобы высохнуть, как и положено белому хлебу, уже на второй день покрываются разноцветной плесенью.
К тому же хлеб сейчас транспортируют в запаянных пластиковых пакетах, а это приводит к тому, что при перемещении из теплого помещения в более холодное на пакете с внутренней стороны конденсируется влага, которая потом попадает обратно в хлеб, что тоже пользы и вкуса не добавляет.
– Понаблюдайте, как наш покупатель ведет себя около хлебной полки. Практически все покупатели не обращают внимание на цену хлеба. Их в первую очередь интересует производитель хлеба, а уж потом (если до этого доходит) их интересует цена купленного ими хлеба, – говорит президент Союза зернопереработчиков Евгений Ган.
В процессе работы над материалом выяснилось любопытное обстоятельство: в мукомольной отрасли нет должного контроля. В Казахстане решительно некому властной рукой обеспечить доведение социального хлеба хотя бы до советских стандартов. В Минсельхозе нет никакого отдела, который бы мониторил ситуацию в отрасли.
– По сути, мукомолы остались не у дел. Они остались без регулятора. Попробуйте развить экспортоориентированную отрасль без поддержки государства — у вас ничего не получится, поскольку сейчас все отрасли и подотрасли «разобраны» по различным государственным программам поддержки, – говорит управляющий директор «KAZNEX INVEST» Газиза Шаханова. – Если твое направление правительство посчитало приоритетным, то получишь субсидии, если нет – гуляй смело!
У хлебопеков ситуация не лучше.
Из-за давления властей, которые стараются заморозить цены на продукты, пекари, по их словам, вынуждены работать с минимальной рентабельностью и даже себе в убыток
В конце августа текущего года уральские пекари заявили, что несмотря на просьбы акимата не поднимать цены на хлеб, стоимость все-таки повысится. Причина – скачок цен на зерно, масло, соль.
Между тем дешевого социального хлеба даже плохого качества в Уральске не хватает. Как рассказали горожане: «Привезут с утра в магазин буханок 20, их еще до обеда пенсионеры разберут, и то всем не хватит».
– Отечественной хлебной индустрии может помочь только работа в нормальных рыночных отношениях, – уверен Евгений Ган. – С нормальным ценообразованием, с нормальной конкуренцией. А то, что мы имеем сегодня (жесткое ценовое регулирование по хлебу) – не более, чем рудимент старой советской системы. И про качество здесь говорить не приходится.
Пытаясь уложиться в низкую себестоимость, производитель вынужден экономить на всех компонентах или заменять их дешевыми суррогатами.
При этом отсутствие контроля за качеством зерна для муки и полная безнаказанность за использование негодного сырья может сделать хлеб не только дорогим, но и опасным.