Коллективный иск против авиакомпании KLM подала группа алматинских архитекторов. От голландских авиаперевозчиков требуют компенсации за задержку рейса — сама компания предложила людям по… 10 евро. Истцы настаивают: совместные действия KLM и Казкоммерцбанка в дни девальвации нанесли им серьезный материальный ущерб.
— 18 августа, когда стартовала акция авиакомпании KLM на дешевые авиабилеты, я решила через интернет-портал Казкома купить два билета до Барселоны, — рассказывает инициатор иска, известный архитектор Оксана Погодаева. — 18-го августа на моей карте было 205 865 тенге, и я купила 2 билета за 1165 долларов по курсу в тенге. На карте оставалось 4 987 тенге. Деньги, перечисленные в счет уплаты билетов, были заблокированы банком, как это часто бывает при взаиморасчетах посредством интернет-банкинга. Вечером 18 августа на мою электронную почту авиакомпании прислала мне мои билеты и подтверждение брони. 19 августа курс доллара вырос, но деньги по-прежнему были заблокированы на карте и не списаны, хотя сделка между мной и авиакомпанией состоялась — билеты были у меня на руках…
Однако так думала только сама Оксана. 20 августа ей пришло SMS-сообщение от банка, что с ее карты списаны в минус 144 848 тенге.
— Дебетная карта! Где это видано, чтобы по ней можно было уходить в такой минус? Я бегу в банк и получаю ответ, в котором мне завуалированно сообщают, что в этой ситуации никто ни за что не отвечает: деньги за билеты, которые я заплатила по старому курсу, были списаны после девальвации и сконвертированы банком по курсу 254,32 за один доллар! И дают мне ссылку на пункт 7.7.4 договора о выпуске и обслуживании платежных карточек АО «Казкоммерцбанк».
Читаем этот пункт. Да, все верно, списание денег с карт-счета по проведенной карточной операции осуществляется на основании подтверждающих документов по курсу банка, установленному на момент списания денег.
— А теперь посмотрите пункт 7.7.3, где написано: если валюта расходной карточной операции либо валюта расчетов по карточной операции, указанная соответствующей системой в запросе на авторизацию, отличается от валюты карт-счета, конвертация карточной операции осуществляется по курсу банка, установленному на момент авторизации. То есть на тот момент, когда банк разрешил мне заплатить за билеты через свой интернет-портал. Мне одной кажется, что эти пункты договора противоречат друг другу?
То есть если бы курс уменьшился, они бы списали с меня по пункту 7.7.3 — на день авторизации, а поскольку курс вырос, списали по пункту 7.7.4.
— Причем никто до сих пор мне не может сказать, почему деньги, перечисленные за билеты, болтались на счету в банке два дня, а не были перечислены авиаперевозчику?
В своем официальном ответе Казком сообщил, что после операции, проведенной Оксаной 18 августа, от международной платежной системы VISA финансовый документ на сумму 1165,44 доллара поступил только 20 августа, то есть в день девальвации.
— Я часто покупаю авиабилеты через интернет-банкинг и ни разу платеж не задерживался на двое суток! И какое совпадение — задержка произошла в день девальвации, в результате чего я дополнительно заплатила KLM 75,5 тысячи тенге, то есть купила два билета по цене трех!
Но и это еще не все: тот самый минус банк компенсировал весьма оригинальным способом.
— В тот же вечер, 20 августа, мне приходит SMS-сообщение из банка, что на мою карту поступили 14 458 тенге — для погашения образовавшегося долга. Только спустя неделю я выяснила, что это за деньги были. Это деньги, которые оставались на моей карте БТА банка! Но этого банку не хватило тоже, и 21 августа Казком залез на мой валютный счет и погасил с него остаток долга, списав 200 евро.
На официальной страничке KLM Казахстан в Facebook Оксана Погодаева описала свое возмущение по поводу сложившейся ситуации. На что ей ответили: списание денег с карт-счета запросто могло составить и 30 дней.
— Это просто нонсенс! Сделка состоялась — я заплатила, мне прислали билеты. Но получается, что кто-то обокрал меня на 250 евро. Кто? KLM пишут, что это банк был вынужден сконвертировать деньги, а банк пишет, что это KLM вовремя не снял деньги. Деньги вроде как международная платежная система блокирует. В итоге все довольны, кроме меня.
На этом злоключения Оксаны Погодаевой с KLM не закончились:
— 20 августа я должна была лететь на деловой тур в Германию. Наш рейс задержали на сутки!
В качестве компенсации Оксане дали купоны — 10 евро на еду в аэропорту или 15 евро на таксфри.
— Обалдели совсем?! Если даже по казахстанским законам судиться, то авиакомпания должна была возместить 70% от стоимости билета, а по европейским — 600 евро!
Сейчас Оксана Погодаева и ее коллеги, летевшие тем запоздавшим рейсом, намерены через германскую адвокатскую контору FlightRight отсудить у авиакомпании положенную им компенсацию. Они уже дали немецким адвокатам доверенность на ведение их дела.