Пренеприятнейшее известие, дамы и господа — в мегаполисе на грани срыва отопительный сезон. При этом отключенными от тепла неожиданно для себя могут оказаться потребители, исправно вносящие платежи. Их деньги оседают в сервисных компаниях. Насколько глубока проблема и почему так вышло? На этот вопрос нам отвечает заместитель генерального директора ТОО «Алматинские тепловые сети» Марина Хохлова.
— Марина Яковлевна, я правильно сформулировал вопрос – мы на грани срыва?
— Акимат города контролирует этот процесс. Ремонтная кампания идет. Все делается в срок. По ремонту срывов не предполагается. Ограничение в тепловой энергии будет только для тех, кто уклоняется от оплаты задолженности по тепловой энергии. Сейчас ситуация сложилась так, что все наши лояльные подходы к плательщикам привели к тому, что это носит уже иждивенческий характер.
— Давайте с цифрами. Сколько в тенге это иждивенчество?
— Если в целом по городу, то около 4 млрд тенге. Сумма колоссальная. Но если учитывать протяженность сетей и количество абонентов… У нас 330 тысяч квартир-собственников, которые рассчитываются по условиям публичного договора. И 15 тысяч — это отдельно стоящие здания, встроенные помещения, социальные организации и объекты предпринимательской деятельности. В совокупности — 345 тысяч потребителей.
— Огласите «чемпионов» по задолженности.
— Чемпионы — это Алатауский район. Казалось бы, только заселились, должны быть в передовиках. Новые дома, никакого капитального ремонта.
— Это новые микрорайоны на северо-западе?
— Да. Задолженность этого комплекса составляет 167 млн тенге. Единственный потребитель, который имеет такую задолженность.
— Это физические лица?
— Подозреваю, что нет. ТОО «Алматинские тепловые сети» имеет индивидуальный договор со строительной компанией «Айт Хаузинг». Эта компания осуществляет и сервисное обслуживание, поддерживает внутренние инженерные сети. Есть участок на их балансе.
— И через них же происходит оплата.
— Да. У этой компании заключен договор с вычислительным центром. Им печатают счета. И деньги за оказанные нами услуги идут не на наш расчетный счет, а на расчетный счет этой компании. По договорам они должны оплачивать нам до 10 числа каждого месяца. Такая большая задолженность сложилась за 7 месяцев. Период небольшой, но учитывая, что это огромный комплекс – порядка 7 тысяч квартир, задолженность огромная.
— Люди платят. Ничего не подозревают. Думают, что они готовятся к зиме. И вдруг вы приезжаете, как например, на ул. Сатпаева, 30 А…
— Действительно. Мы приехали, отключили огромный комплекс. Началась работа по всему городу. Параллельно мы отключили жилой комплекс «Аккент». Многие в недоумении. Многие даже не подозревают, что отключены. Потому что сервисная компания пытается этот факт умолчать. Мы столкнулись с тем, что ссылаются на работы на наших сетях. Но это неправда.
— Комплекс на ул. Сатпаева, 30 А, тоже обслуживается сервисной компанией?
— Да.
— Нужно разделить — есть КСК, а есть сервисные компании, которые в основном обслуживают новые жилые комплексы – не менее 1500 квартир с 5000 жителей. Расходы все указаны в квитанции. И деньги сначала приходят в эту компанию. А потом она не рассчитывается с «Алматинскими тепловыми сетями». Правильно?
— Абсолютно. Комплекс Tengiz Towers. Это группа управляющих компаний, которые осуществляют эксплуатацию этих домов. Совокупная задолженность этих компаний, туда входит и ТОО «Орда», составляет 6 млн тенге.
— Это из тех 3 млрд 700 млн тенге?
— Да. Мы уверены, что люди оплачивают.
При беседе наших инженеров, выясняется, что у собственников квартир долгов нет, но из-за долгов сервисных компаний мы их отключаем
Квитанции оплачены. Деньги оседают в самих сервисных компаниях. Нам часто задают вопрос: почему вы их не заберете себе? Мы не можем их забрать, потому что предметом публичного договора является передача тепловой энергии до границы балансовой принадлежности. Все, что за границей балансовой принадлежности, регулируется органом управления КСК или кондоминиума. Публичный договор будет неисполним в случае, если у нас не будет типового договора сотрудничества с объектом кондоминиума, где в договоре, утвержденном постановлением правительства, определены права и обязанности поставщика и потребителя. Не каждый житель знает, где у него установлено АТП, есть ли он в наличии, где у него расположен элеваторный узел. Многие даже не знают, как открывается подвал. Именно за подготовку тепловых хозяйств несет ответственность КСК или кондоминиум. То есть, кому вменена обязанность следить за инженерными сетями.
— Про долги мы поняли и то, что вы начали отключать должников тоже. Сколько в списке первых на отключение?
— 44 объекта.
— Я посмотрел – там есть такие объекты как детский сад, поликлиника, школа. Что и эти социальные объекты будете отключать?
— Да. Мы вынуждены так сделать. Мы прекрасно знаем, что акимат города Алматы четко следит за распределением бюджетных средств. И очень странно слышать, что детский сад должен 3 млн тенге, когда мы разбираемся… Недавно приходил детский дом.
— Им же выделяются бюджетные деньги именно на отопление.
— Управление образования, управление здравоохранения на совещании отчитывается, что денежные средства есть, все благополучно. Как же так! Нужно бить тревогу и писать, что они говорят неправду. И выясняется, что здесь человеческий фактор. При планировании погашения задолженности идет неравномерное распределение затрат. Детский дом пришел с гарантийным письмом дать отсрочку до конца октября. Естественно, таких сроков у нас нет. Нам нужно погасить задолженность перед энергопроизводящими организациями. На мой вопрос «как же так получилось?», выяснилось, что тот, кто планировал затраты, большую часть денег оставил на отопительный сезон – январь, февраль, март, а на летние месяцы оставил мало
— Что ждет наших должников в этом году?
— Если раньше мы руководствовались моралью, что нельзя оставить без отопления ту или иную квартиру, то в этом году у нас не будет выхода. Помимо горячей воды мы будем отключать и отопление, если есть техническая возможность. А она есть, потому что много новых строений. Со старыми домами сложнее. В советских домах единая система теплоснабжения. Если мы отключим стояк, то без отопления останутся ни в чем не повинные люди. В этом случае — только исковое заявление.
С начала года было инициировано 2660 исков против должников
— Вы не оговорились?
— Нет.
— Это вы подали в суд на неплательщиков?
— Да.
— Слушайте, живешь и не знаешь, что сосед рядом годами не платит за тепло и горячую воду. Думаешь, какой милый человек.
— Респектабельный.
— Вы имеете в виду богатый?
— Да.
— Знаете, с сентября при встрече с соседом нужно говорить не «Здравствуйте», а: «Ты рассчитался за тепло? Из-за тебя я останусь в холодной квартире». Итак, 2660 исков…
— Из них уже удовлетворено 2136. Они сейчас находятся в судопроизводстве. Частные судоисполнители работают.
— А он все равно не платит.
— Рано или поздно он захочет что-то изменить в своей жизни. Мы накладываем аресты на купли-продажи квартир. Люди вспоминают, что у него долги, когда пытаются выехать. Даже в ту же Россию его не выпустят.
— То есть ваши долги на таком уровне контроля, что в аэропорту он будет в списках должников государственного уровня?
— Есть единая база «Беркут». Там решения суда, которые вступили в законную силу, переданы судоисполнителям. Это база республиканского масштаба. И ни один должник не сможет покинуть страну.
— Вот слышал, что в Караганде тепловики имеют право входа в жилище — отрезают разводку. Потому что тепловики и энергетики доведены до отчаяния. Мне хочется знать действенные меры.
— По теплоснабжению 900 человек.
— Это те, кто не слетает в Турцию, Арабские Эмираты, в Россию?
— Да.
— С одной стороны, это печально.
— Конечно, и показатель вам может показаться низким. 35 тысяч должников с задолженностью от 50 тысяч, из них до 1 млн — 900. Это немало, учитывая количество наших юристов, которые берут на себя ответственность. И еще такой пробел, когда потребитель умышленно уклоняется от посещения суда. То есть суд дает повестку, а он не приходит. Тогда процесс сначала откладывается, а следующий процесс уже рассматривается без ответчика и выносится заочное решение. Очень многие этим пользуются, затягивают процесс. Ждут, когда решение вступает в силу, его отменяют и все заново. То есть судопроизводство длится не 2 месяца, а до 6 месяцев.
— Время играет на неплательщика.
— Мы вышли с предложением внести изменения в законодательство, чтобы предотвратить действия непорядочных потребителей.
— Какой расклад по социальным группам? В этих 900 — больше малоимущих или состоятельных?
— Состоятельных. У нас самые дисциплинированные – это пенсионеры. Жаль, что эти слои больше всего подвергаются давлению. Как правило, к нам приходят за отсрочкой или с требованием снять ограничения абсолютно благополучные люди. Те, кто оплатить не может, например, к нам приходят инвалиды, приносят справки и свои книжки, что они получают от государства такую-то пенсию, и смогут расплатиться в течение 6-8 месяцев. При объективных причинах, при подтверждающих документах, если у женщины 4 ребенка, и все – инвалиды, мы идем навстречу. Но в основном приходят благополучные люди с претензиями. Говорят: «Я – безработный.» Приходите к нам в тепловые сети, у нас всегда есть вакансии. Потому что зарплата желает лучшего, а труд – очень тяжелый.
— Ну как он будет работать, когда трехэтажный особняк нужно содержать. Вы что!
— Приходите к нам и будете постепенно рассчитываться с заработной платы. Согласны? Как правило, разворачиваются. Некоторым даже становится стыдно. Казалось бы, и денег нет, и работы. Но когда предлагаешь маленький, но стабильный заработок, разворачиваются и уходят.
— Марина Яковлевна, у нас в городе установлено уже несколько тысяч домовых приборов учета тепла. Есть у вас данные, насколько меньше стали платить те, у кого установлено АПУ?
— Конечно. Ежемесячно проводится мониторинг. Спасибо поддержке акимата города и районов, которые помогают нам проводить программу общей приборизации. На данный момент по приборам рассчитывается свыше 3000 домов. Если говорить о ранних постройках 1973 года, то там экономия 15-18%. Дома конца 1980-х и начала 1990-х – там экономия до 30 %.
— Почему председатели КСК в большинстве своем противятся установке АПУ?
— Потому что это слишком наглядно. Когда мы делаем начисления по приборам учета, то плата по горячей воде превышает то, что он платил без прибора учета. Нас обвиняют в неправде, что прибор учета ничего не экономит. В процессе мы показываем – свищи, обыкновенные дырки на трубах, откуда течет вода.
— АПУ поставить – мимо кармана понесут деньги, напрямую в тепловые сети. Эта цепочка когда-нибудь закончится?
— Если за дело взялись районные акимы, они доведут дело до конца.
— Администраторами программ сейчас районные акимы являются?
— Да. Контроль за исполнением поручения главы города возложен на местные исполнительные органы. Мы совместно с районными акиматами проводим совещания. Делаем разъяснения. Многие хотят устанавливать приборы учета, но не хотят председатели КСК. Тогда мы пишем письма в жилищную инспекцию и просим провести проверку.
Видеоверсию смотрите здесь.