Рост курса доллара и евро отразился на ценах ассортимента в казахстанских аптеках. Стоимость лекарств растет следом за валютным курсом и будет расти дальше.
Рост цен начался примерно три недели назад, причем подорожание коснулось даже тех лекарств, которые входят в список жизненно-важных, и регулируются государством.
– Еще две недели назад «Лозап» стоил 1200 тенге, а сегодня уже 1900?! Уму непостижимо, – возмущается у окошечка в аптеке пожилая дама. – Неужели подорожало все?
Фармацевт по ту сторону стекла печально улыбается: видно, что этот вопрос ей задают не в первый раз. Впрочем, аптекари не скрывают — лекарства действительно подорожали.
– Пенсионеры за сердце хватаются, когда мы называем новые цены, – рассказывает фармацевт. – Ругаются, возмущаются, что пенсии остались на прежнем уровне, а цены растут.
– Оксолиновая мазь стоила 95 тенге, сейчас – 150, – отвечает на вопросы по ценам консультант круглосуточной бесплатной телефонной справочной «Лекарства и медуслуги». – Парацетамол стоил 15, сейчас – 30. Баралгин подорожал где-то на 100 тенге, был 450, сейчас примерно 550.
В результате валютных колебаний на фармацевтическом рынке Казахстана сложилась неоднозначная ситуация. Профильное министерство отказывается комментировать ситуацию.
– Мы мониторим ситуацию. Цены на лекарства, которые входят в список жизненно-важных и регулируются меморандумом, не изменились, – заявила в телефонном разговоре руководитель Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК Ботагоз Смагулова. Однако ответить на другие вопросы касательно роста цен на медикаменты чиновница отказалась. – Все вопросы в пресс-службу, я не буду ничего комментировать.
Между тем, в Лекарственном информационно-аналитическом центре сообщили совсем другую информацию. Простые граждане, те, чье здоровье и жизнь напрямую зависит от лекарств в этом списке, звонят на телефоны горячей линии и рассказывают о фактах завышения цен.
– Звонков очень много, люди спрашивают, почему подорожали лекарства, – рассказала диспетчер центра. – Но что мы можем сделать? Только фиксируем жалобы и передаем все в Минздрав.
Однако еще более удивительной выглядит ситуация с Меморандумом по сдерживанию цен на социальные лекарства.
Здесь стоит пояснить, Министерство здравоохранения каждый год подписывает меморандум по сдерживанию цен на лекарственные средства с рядом фармацевтических организаций и общественных организаций. Цель – фиксирование цен на лекарственные средства (более чем на 200 наименований), не вошедшие в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
В Минздраве подчеркивают: » Отечественные и международные производители лекарственных средств и изделий медицинского назначения, дистрибьюторы и представители розничной торговли зафиксировали цены на уровне 1 марта 2015 года и взяли на себя социальную ответственность о сдерживании цен на 200 наименований часто используемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В частности, противовоспалительные, обезболивающие, жаропонижающие препараты, некоторые виды антибиотиков, а также шприцы и бинты».
Казалось бы, что может быть благороднее, чем встать на защиту малообеспеченного населения?
Но в этом чиновничьем документе сильно завышена ценовая планка.
Даже с учетом нынешнего подорожания, цены, которые чиновники заложили в прейскурант в этом году, оказались в несколько раз выше тех, по которым некоторые препараты продаются в розничной аптечной сети.
К примеру, цена парацетамола зафиксирована на стоимости 60 тенге, тогда как даже в самых дорогих алматинских аптеках сейчас он стоит 30 тенге, а в более демократичных – 13. Баралгин сейчас стоит 518 тенге, тогда как в перечне Минздрава его цена составляет 625 тенге.
Получается, Минздрав вместо того, чтобы сдерживать цены на самые необходимые лекарства, де-факто разрешил их поднять еще в начале года! И сейчас розничным ценам на некоторые социальные лекарства есть куда расти, профильное министерство об этом позаботилось заранее.