Это человек-легенда для тех, кто хоть немного знаком с кино: казахским, советским, российским. Сегодня у нас в гостях Ментай Утепбергенов.
— Ментай Смагулович, вот такой не творческий вопрос: экономические потрясения последних дней — как вы к ним относитесь? Обывательски или философски?
— Отношусь спокойно. Большая трата денег идет, когда проводят всякие ненужные саммиты и съезды. Не хочу никого обидеть. Заграница отказалась от таких встреч. Наши казахи традиционно любят это делать. Гостеприимство — это одна сторона. Но другая – нужно думать о народе, помогать бедным. Какой бы он специальности или национальности ни был, мы должны по мере возможности помогать. Я стараюсь помогать. Я сам вырос в детдоме. Чем я могу помочь? Могу показать фильм. Для них это своеобразная помощь.
— Вы можете назвать себя богатым человеком?
— Я богат творчески. Я рад тому, что оставлю после себя след. У меня есть хобби.
— Оно очень многим известно.
— Я собирал, скупал все плакаты казахского кино в Америке, в России. Ни один музей не собирал их. Я собрал историю и выпустил книгу «История казахского киноплаката», начиная с 1929 года. Говорят, казахское кино началось с 50-х годов. Нет. Первые фильмы, которые пошли – «Вражьи тропы», «Тайна Каратау», «Джут». Но к сожалению, «Джут» и «Песня степей» (который в 1929 году снимался к 10-летию Казахской автономной республики), оба фильма были сожжены. Когда арестовали Ильяса Джансугурова – это он стоял у истоков этих фильмов — тогда эти фильмы сразу сожгли. Можете себе представить! Вот это меня волнует.
— Вы на своем опыте прочувствовали несколько поколений, несколько генераций как историк, много лет изучавший кино. Удобно ли вам в современном казахстанском кино?
— Хорошо сказал Расул Гамзатов: «Не стреляйте в прошлое из пистолета, а то прошлое может стрельнуть из пушки». То, что делалось в советском кино, остается классикой. Шакен Айманов, 100-летие которого мы праздновали в прошлом году. Возьмем Карсакбаева, Шарипа Бейсембаева, Куата Абусеитова и много я могу перечислять имен. Молодежь, которая приходит, не знает казахского языка, потому что училась в русской школе. Это ладно. Но историю же должны знать! Столько переводов мировой литературы на русском языке. Сейчас запустили 10 серий фильма.
— 550-летие Казахского ханства.
— Но у меня сомнения. Снять такой фильм очень сложно. К этому нужно готовиться минимум 5-6 лет. И не надо жалеть денег. Нужно приглашать академиков из Академии наук. Приглашать живых писателей, платить деньги, чтобы они были консультантами. У казахов жузы – старший, средний, младший. Не дай бог, в сериале допустят ошибку с каким-то бием или ханом! Это такая заваруха — вы представить не можете. Спокойно сидящий казах так возбудится! К этому нужно подходить осторожно.
Шухрат Аббасов снял 16 серий «Огненные дороги». Он так прославил Хамзу, что весь Союз помнит. До сих пор мы не можем снять хороший фильм. И «Абая» повторно снимали и «Джамбула». Но не то.
— Для России ваша визитная карточка – японец из «Интердевочки». Вы довольны этой маленькой, но визитной ролью?
— Конечно. Хочу вспомнить, что в 1985 году я был на «Таджикфильме». Там наши актеры редко проходят. Там азербайджанцы могут пройти. Все-таки язык фарси. Они на афганцев больше похожи. Мы можем японцев, китайцев сыграть. Вот я попал в первый советский приключенческий сериал Тушкана «Джура — охотник из Минархара». Я играл Саида-контрабандиста. До сих пор в Таджикистане этот фильм идет. В 4 фильмах я играл японца. Это «Право на выстрел» Виктора Живолуба. Талгат Нигматулин играл капитана, а я – штурмана. Спокойный, мы вместе учились. Потом была «Интердевочка», потом «Исаев» Урсуляка, где я играл полковника, потом «Полиция Хоккайдо. Русский отдел».
— Пофантазируйте. Возможен ли фильм типа Интердевочки в Казахстане?
— Можно.
— Уже в наше время?
— В наше время – можно. Сделать многосерийный фильм о девушках легкого поведения. Проехать по улице Саина: туда – одна серия, обратно – вторая серия. Запечатлеть их лица, ищущие свой заработок. Одна серия уже готова. На улице можно снять людей с ключами — «сдаю квартиру».
— Но наше телевидение еще к этому не готово, хотя тема злободневная.
— Когда говорят про злободневность… У меня около 5,5 тысячи фильмов мировой классики на DVD. Я собирал. И всегда с удовольствием смотрю старые фильмы.
— А могут ли в наше непростое время появиться новые Леониды Гайдаи, Петра Тодоровские, Борисы Бабочкины?
— Сейчас нет даже повтора Карла Маркса, который написал бы продолжение «Капитала». Не думаю, что такие люди могут повторяться. Хоть и говорят — раз в сто лет. И не надо повторяться, пусть рождается новое.
Видеоверсию смотрите здесь.