С 1 сентября для работников железной дороги в Казахстане вводится режим неполной рабочей недели, сообщил председатель профсоюза железнодорожников Оразгали Ахметбаев, передает КазТАГ.
— Мы с 1 сентября вводим режим неполной рабочей недели на железной дороге. Это я уже могу официально озвучить, — сказал Оразгали Ахметбаев.
При этом он отметил, что такое решение принято в связи с непростой экономической ситуацией в стране, которая в свою очередь оказывает влияние на компанию.
— Экономическая ситуация в целом в Казахстане сложная. Сырьевая продукция — упала цена и нет спроса, а основным перевозчиком этой продукции является железная дорога. Естественно, раз нет движения на железных дорогах, то нет и доходов на железной дороге. Там не только заработная плата экономится, — указал он.
По его словам, один из первых вопросов — на чем будут экономить.
— В частности, если взять КТЖ, буквально на всем — и инвестпроекты остановлены, и многие программы, которые были заложены под капремонт, тоже приостановлены. Многие многие расходы пошли на сокращение. Но одна из непопулярных и затрагивающих работников мер — это или сокращение, или переход на режим неполной рабочей недели, — уточнил Оразгали Ахметбаев.
Как он пояснил, со стороны железнодорожников есть понимание ситуации.
— Но в любой момент в любом коллективе любая ситуация может спровоцировать протест, потому что ситуация очень сложная, — резюмировал председатель профсоюза железнодорожников.
— Железные дороги — это безостановочный процесс работы, беспрерывный. Есть категория работников, которые постоянно должны находиться на рабочем месте, пропускать поезда, обеспечивать безопасность и так далее. Поэтому на каждом взятом отдельно предприятии будет, скорее всего, скользящий график. В каждом предприятии будет отдельно приниматься решение, но общая установка — будет сокращенная неделя, а возможно, и сокращенный рабочий день, — проинформировал он.
Сокращенный рабочий день может коснуться, как полагает Оразгали Ахметбаев, управленческого персонала компании.
— В отношении топ-менеджеров: по компаниям приняли такое указание, что руководители высших ставок, если им положено работать 8 часов, будут работать 7 или 6 часов. Большого сокращения не будет, это я вам официально заявляю. Если бы мы сейчас привели в соответствие перевозимому грузу количество работников, чтобы перевезти определенный груз, нужен определенный контингент работников, чтобы это обеспечить. По нашим подсчетам, в целом по сети и по всем дочерним организациям надо было бы сократить более 13 тысяч работников, — констатировал он.
Директор профсоюза привел пример снижения объемов перевозок по железной дороге, что из ССГПО ежегодно около 6 миллионов тонн отправляли в Китай.
— Теперь за первое полугодие мы отправили только 100 тыс. тонн. Представьте, насколько упала перевозка! Железнодорожники понимают ситуацию, но в любой момент в любом околотке может возникнуть протестная ситуация. Мы над этим работаем, ведем разъяснение, стараемся в каких-то моментах защитить, стараемся их сохранить нижеоплачиваемых работников. Вчера прозвучало обращение к руководству компаний обратиться к банкирам, чтобы они дали какие-то каникулы по кредитам. Мы как начали разбираться, оказалось, что большинство наших железнодорожников сидят в кредитах. И в связи с тем, что они потеряют в заработной плате около 20%, мы хотим попросить банкиров дать какие-то каникулы, — заключил Оразгали Ахметбаев.