В управлении физической культуры и спорта Алматы разводят руками — при приеме экс-уголовника Байтлеу на работу с детьми они формально ничего не нарушили.
История с приходом на должность директора в Специализированную детско-юношескую школу Олимпийского резерва № 2 человека с уголовным прошлым набирает обороты. «Виновник торжества», Разбек Абылмажинович Байтлеу, вдруг ушел на больничный, а в городском Управлении физической культуры и спорта разводят руками — при приеме бывшего похитителя человека на работу с детьми они ничего не нарушили.
Приводим дословный текст телефонной беседы журналиста медиа-портала 365 info с руководителем управления физкультуры и спорта Хаирболатом Хайдаровым.
— Хотелось бы узнать, как на такой важный пост мог попасть человек с такой биографией?
— Прежде чем принимать на работу, мы делаем запрос в прокуратуру, и у нас есть документ, где написано: сведений нет.
— То есть судимость на тот момент была погашена?
— Не знаю, я не могу ничего комментировать, у меня есть документ, на основании которого я обязан был принимать дальнейшее решение.
— Скажите, пожалуйста, а вы вообще знаете о существовании этой судимости в его биографии?
— Нет. Если бы я знал, я бы что?..
— Ну, в таком случае вы можете зайти на наш портал и посмотреть публикацию…
— Я видел, поэтому мы еще раз все перепроверили, с нашей стороны нарушений там нет, а что касается этой его истории, я, честно, пока не могу комментировать, потому что я — не правоохранительные органы.
— Ну, а с этической точки зрения — это нормально? Даже пусть погашена судимость.
— Конечно, ненормально.
— А вы будете какие-то меры принимать в дальнейшем?
— Я думаю, если он считает, что все там правильно, он через суд может сейчас на нас давить, ради бога. Но я сейчас тоже не могу принять никаких мер, потому что у меня документ на руках — запрос, на основании которого мы приняли его на работу.
— Понятно, а в каком году он был назначен директором?
— В июне или в июле 2012-го.
— Скажите, пожалуйста, а у него есть какое-то спортивное образование или какие-то спортивные достижения?
— Он вообще работником был республиканского спорткомитета, потому что он перевелся из дирекции строящегося центра олимпийской подготовки, который в районе Каскелена. Как я мог, зная, что он там работал, не принять его?
— А в каких годах он там работал?
— Это мне надо смотреть.
Поскольку сам господин Байтлеу в данный момент, со слов его секретаря, готовится к операции и на телефонные звонки не отвечает, мы решили восстановить хронологию событий тех «криминальных» лет самостоятельно. Судя по справке о судимости, Разбек Байтлеу, имевший на тот момент фамилию Умырзаков, был арестован в апреле 1998 года за похищение человека и вымогательство, во время суда в 1999 году статья «вымогательство» была переквалифицирована на «разбой», но в обвинение добавилось «самоуправство», а уже в 2000 году постановлением Верховного суда «разбой» был переквалифицирован на «грабеж».
Срок к отбытию спортивному функционеру был назначен суровый — 7 лет и 6 месяцев лишения свободы.
Таким образом, до июня 2012 года, на момент предполагаемого трудоустройства в ДЮСШ № 2, Разбек Байтлеу теоретически запросто мог отсидеть положенный ему срок и погасить эту судимость так, чтобы представить «чистую» справку о судимостях.
Любопытная деталь: в 2009 году Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева господин Байтлеу в числе других выпускников разных лет получил нагрудный знак «За высокие достижения», причем награждался он как мастер спорта РК и директор Республиканской школы олимпийской подготовки.
А вот тут весьма сомнительно, что человек, судимый по трем тяжким статьям Уголовного кодекса, на момент этого награждения имел уже погашенную судимость. Вероятно, или в Республиканской школе олимпийской подготовки он трудился незаконно, или организаторы конкурса что-то напутали.
Пункт 5 статьи 51 Закона «Об образовании», действовавшего на 2012-й год, когда спортивный функционер фактически оказался в кресле директора ДЮСШ, четко гласил, что к работе в организациях образования не допускались лица, которым педагогическая деятельность запрещена приговором суда или медицинским заключением, а также имевшие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.
К слову, после поправок в закон об образовании с 3 июля 2014-го из этого пункта этой статьи фраза «… а также имевшие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке» исчезла вовсе.
Гуманный законодатель вообще развязал руки бывшим уголовникам, и теперь — добро пожаловать в школы, вымогатели и похитители людей?
Еще один, не менее любопытный, факт из биографии главы ДЮСШ № 2: в апреле 2011 года Разбек Байтлеу был переаттестован в звании «профессор» по специальности «Педагогика». Такое чувство, что судимость по тяжким статьям обошла бурную педагогическую деятельность спортивного функционера стороной.
После выхода первой публикации о криминальном прошлом Разбека Байтлеу на одном из казахстанских спортивных порталов под материалом появился недвусмысленный комментарий, написанный якобы от самого Разбека Абылмажиновича.
Продолжение следует.