«Серик Ахметов в период с 2010 по 2014 годы совершил тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления», — так началась обвинительная речь прокурора на суде по делу экс-премьера.
Процесс по делу бывших высокопоставленных чиновников Карагандинской области перешел в стадию судебного следствия. После череды ходатайств со стороны подсудимых, слово наконец предоставили государственным обвинителям. Они напомнили, что Серик Ахметов 19 ноября 2009 года указом президента был назначен акимом Карагандинской области и дал клятву служить народу Казахстана.
— Однако Ахметов, являясь лицом, занимавшим ответственную государственную должность, противоправно из корыстной заинтересованности, злоупотребляя доверием президента, правительства и народа РК, используя предоставленные ему законом властные полномочия, подрывая доверие общества к государству в целях извлечения выгоды и преимуществ для себя и других лиц, совершил тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, — заявил гособвинитель Рауан Тобыков.
Экс-премьер обвиняется по 4 статьям Уголовного кодекса – злоупотребление должностными полномочиями, присвоение или растрата вверенного чужого имущества, незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки в особо крупном размере.
Первое преступление, по мнению стороны обвинения, Серик Ахметов совершил будучи акимом Карагандинской области.
По долгу службы он знал, что в шахтерской столице для развития промышленного производства будет строиться Индустриальный парк «Металлургия и металлообработка» (гендиректором которого являлся ныне подсудимый Анатолий Эссе). На строительство объектов инфраструктуры из республиканского бюджета было выделено более 15 миллиардов тенге. На площадке должны были появиться все коммунальные магистральные сети, электролинии, авто- и ж/д дороги, административное здание, очистные сооружения, водопроводный узел, пожарное депо. Разумеется, генподрядчик строительства вряд ли бы справился с таким объемом, поэтому ему было разрешено подключать субподрядные организации. На этом, по версии обвинения, Серик Ахметов и решил нагреть руки.
— Ахметов знал о рентабельности проекта и понимал, что среди предпринимателей будет много желающих принять участие в строительстве объектов инфраструктуры по договорам субподряда, — зачитывал обвинение Рауан Тобыков. — Сопоставив находившуюся у него в распоряжении информацию, а также используя свои должностные полномочия, Ахметов из корыстных побуждений запланировал получение взятки в особо крупном размере от заинтересованных лиц за заведомо незаконные действия – оказание содействия в заключении договора субподряда.
Для этого он пригласил к себе зама гендиректора ТОО «Казахстанская промышленная корпорация» Альжана Акмолдаева, который сейчас тоже находится на скамье подсудимых. Они договорились, что с заинтересованных в строительстве фирм будут брать 10 процентов от суммы договора в качестве «отката». Далее с Акмолдаевым встречался сын экс-премьера Данияр Ахметов. Он показал перечень объектов, на которые можно было заключить договоры субподряда. Один объект достался «дочке» Казахстанской промышленной корпорации. Ахметову должны были отстегнуть за пособничество 10 процентов от суммы договора – 600 миллионов тенге. Для оплаты этой взятки были использованы реквизиты подконтрольных Ахметову организаций, а сама сделка «завуалирована заведомо подложным контрактом».
На этом самом интересном месте судья объявил перерыв до 10 утра 11 августа. Мы попросили адвоката Ахметова прокомментировать обвинение в части получения взятки.
– Моего клиента обвиняют в поучении взятки при оказании содействия в заключении договора субподряда, который был заключен в мае 2011 года. Мы запросили у суда документы о том, что ранее между этими фирмами были заключены договоры. То есть оснований для дачи взятки не было, поскольку они и так друг друга знают, – говорит адвокат Ахметова Николай Лесник.
Обвинения относительно получения денег за хищение оборудования также несостоятельны, считает защита экс-премьера. Основания – отсутствие в материалах дела банковских выписок иностранных государств, подтверждающих, что выделенные на покупку оборудования бюджетные деньги в конечном итоге осели на счетах арабской фирмы, принадлежащей сыну Ахметова.
Кроме того, к тому времени экс-аким уже был назначен на должность премьер-министра. Содержание договора на заключение услуг субподрядной организации обсуждалось в электронной переписке между фигурантами уголовного дела и лиц, избежавших уголовного преследования. Активно в этой переписке был засвечен алматинский бизнесмен Думан Нурбаев (ныне он проходит подсудимым по делу Ахметова). Защита недоумевает, почему он, сотрудничая со следствием, показал лишь часть переписки, вырванные из контекста фразы, а часть писем вообще удалил.
— Просто на сегодняшний день отсутствуют какие-либо доказательства получения денег моим подзащитным. Поэтому для того, чтобы это было, необходимо хоть как-то доказать, — делится своими доводами Николай Лесник. — Если говорить, что человек получил взятку, то нужно установить – когда, в каком размере и природу происхождения этих денег. Следствие говорит, что эти деньги были похищены путем перевода денег из фирмы в посредническую, но таких обстоятельств по делу же нет.
365info будет следить за развитием событий.