10 августа 2015 года департаментом КНБ по городу Астане были задержаны трое жителей столицы, подозреваемые в терроризме и вербовке наемников. «Поводом для досудебного производства послужили сведения о том, что задержанные на так называемых конспиративных сборах пропагандировали идеи терроризма и религиозного экстремизма. Также они подозреваются в вербовке казахстанцев с целью вывода за рубеж для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций», — сообщили в ДКНБ Астаны.
Не исключено, что трое задержанных в Астане имеют прямое отношение к экстремистской организации «ат-Такфир уаль-Хиджра». Что это такое?
Как рассказал порталу 365info.kz научный сотрудник Научного центра «Абу-Ханифа» Серик Таджибаев, международная организация «ат-Такфир уаль-Хиджра» («Обвинение в неверии и уход») была создана еще в начале 1970-х годов в Египте. Ее лидером был агроном из Верхнего Египта Шукри Мустафа. Он и его последователи пришли к мысли, что египетское общество уже не соответствует исламу, поэтому в 1973 году такфиристы ушли в малонаселенные предгорные районы Египта, где занялись подрывной деятельностью. В 1977 году Шукри Мустафа был арестован, а в 1978 году казнен. Несмотря на смерть лидера, организация не прекратила свою деятельность. Ее сообщества возникали в Кувейте, Судане, Ливане, а с распадом СССР они проникли и на территорию СНГ.
Недавно была выявлена прямая связь экстремистской организации «ат-Такфир уаль-Хиджра» с террористами ИГ.
Обе эти экстремистские организации связаны «такфиром», то есть обвинением в неверии людей, которые не совершают предписанное пятикратное поклонение и «уаль-Хиджра», что на арабском языке означает «уход, переселение, миграция» с целью создания исламского халифата.
— Исламские ученые, в том числе ученые ханафитского мазхаба, который на протяжении многих веков гармонично переплелся в единое целое с народами казахских степей, считают недопустимым обвинение в неверии тех, кто не совершает предписанные поклонения, — продолжает Серик Таджибаев. — Не только ханафитский, но и маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб не обвиняют таких людей в безверии.
Пророк порицал и запрещал обвинять других в безверии, увещевал мусульман о возвращении сказанных слов тому, кто обвинит верующего человека в неверии.
18 августа 2014 года по заявлению прокуратуры Астаны Сарыаркинским районным судом вынесено решение о признании международной организации «ат-Такфир уаль-Хиджра» экстремистской и запрещении ее деятельности на территории Республики Казахстан. До этого деятельность организации запретили в Российской Федерации, Кыргызстане, США, Турецкой Республике и в Европейском Союзе.
Террористическое подполье в Казахстане начало активизироваться в 2011 году и дало о себе знать именно в западных регионах. По словам доктора исторических наук, профессора Асылбека Избаирова, эксперты ожидали проявления радикализма в южных областях, где сосредоточено наибольшее количество религиозного населения. «Но наше государство правильно определило диагноз проблемы и не последовало в отличие от некоторых стран так называемому кавказскому сценарию, когда неверное определение причины проблемы и соответственно предпринимаемых действий способствовало усугублению конфликта и войне», — говорит ученый.
Поясним: многие эксперты полагают, что конфликт в Дагестане стал возможным после дебатов на абстрактные темы между такфиритом Багаудином и хабашитами Салимом Ульваном и Ахмадом Тамим, которые и стали зачинщиками вооруженного конфликта. О том, как
в считанные месяцы с помощью идей такфиризма и джихадизма можно превратить стабильное государство в арену гражданской войны,
свидетельствуют печальные примеры Ливии, Сирии, Египта.
«Многие выезжающие в Сирию предварительно испытывают воздействие такфиристской идеологии, особенно через Интернет, неслучайно и объектами идеологов такфиризма является молодежь, — писал в свое время портал adal-kz.info. — Сегодня молодежь чутко реагирует на процесс встраивания религиозных ценностей в структуры индивидуального и массового сознания. Ввиду этого в молодежной среде наблюдается высокая степень разобщенности и непонимание основных канонов Ислама». При этом, как показывают последние опросы,
большой процент молодых людей не читает никаких книг, кроме религиозных
«Молодой человек, попавшийся на крючок радикализма, очень скоро приходит к отрицанию духовного наследия своего народа, — считает религиовед Есбосын Смагулов. — Называя своих родителей кафирами (потому что они не совершают намаз), такой человек во имя ложного понимания веры фактически отказываются от семьи. Вслед за этим он может, даже не осознавая этого, стать частью разветвленной террористической сети, ведущей вооруженную борьбу в разных уголках света».
Два года назад в Подмосковье задержали молодого человека, вербовавшего девушек для «ат-Такфир уаль-Хиджра». 29 летний Александр Голомбица, уроженец Украины с российским гражданством, выбирал стеснительных и необщительных девушек, дарил цветы и подарки, красиво ухаживал, подчеркивал серьезные намерения. А через пару месяцев предлагал избраннице переехать к нему, чтобы «быть вместе, пока смерть не разлучит».
Применяя специальные психологические техники, вербовщик убеждал возлюбленную сменить веру и превращал ее в стойкого адепта экстремистского течения
После этого роман быстро сходил на нет. «Совратитель» увозил новообращенную в южные регионы и передавал с рук на руки другим последователям «истинной веры». Девушка становилась женой или сожительницей одного из «братьев», работала по дому или в поле. Удалось найти четырех девушек, завербованных радикалом. Оказалось, что они находятся под сильнейшим психологическим воздействием. После того как девушкам открыли глаза на деятельность бывшего «возлюбленного», только одна согласилась вернуться домой.
— Сегодня мы являемся свидетелями того, как в отдельных исследовательских материалах масс-медиа термин «терроризм» приравнивается к слову «ислам», — размышляет Серик Таджибаев. — Словосочетание «исламские радикалы» несправедливо и абсурдно, так как эти два слова скорее всего являются антонимами и в них заложен совсем разный смысл.
Ведь как невозможно употребление двух противоречивых понятий дня и ночи, черного и белого в одном словосочетании, так же исключено объединение религии и терроризма в одно целое. Так что, прежде чем слепо верить сомнительным высказываниям, следует взвесить на весах разума саму возможность скрепления воедино логических противоречий.
В то же время не будет преувеличением сказать, что
радикалы стремятся запятнать светлый облик ислама — они являются «волками в овечьей шкуре» и не имеют ничего общего с традиционными мусульманскими организациями
Ведь недаром более 120 мировых исламских ученых и муфтиев направили открытое письмо, в котором они прямо указали, что действия боевиков ИГ и других террористических организаций абсолютно не соответствуют принципам ислама. Мировые ученые призвали боевиков к покаянию, к прекращению террористические действий и возврату к религии милосердия и добра. Но они не собирались даже прислушаться к призыву исламских ученых. У террористов нет ни национальности, ни религии!