В Дирекции международных спортивных проектов Алматы, которая отвечает за проведение зимних студенческих Игр в 2017 году, на руководящей должности трудится человек, который имеет в Москве личный бизнес, тесно связанный с предстоящими соревнованиями.
Михаил Гречухин известен в Казахстане как заместитель директора Дирекции спортпроектов — именно эта организация готовит Универсиаду. По словам Ильи Уразакова, главы Дирекции, Михаил Анатольевич курирует сферу безопасности.
Но в России господин Гречухин — владелец доли в 76% компании ISD (Information Systems Design). И эта компания претендует на роль поставщика услуг по аккредитации, обеспечению безопасности и продаже билетов на Универсиаде.
Это подтверждается отчетом FISU (Международной федерации студенческого спорта, которая, собственно, и проводит Универсиады по всему миру) по итогам проверки от 21-25 мая в Алматы:
«Компания Information Systems Design является возможным поставщиком услуг по аккредитации, обеспечению безопасности, продаже билетов, но контракт еще не подписан. В любом случае, компания получила соответствующий опыт во время работы на Олимпиаде в Сочи и других спортивных мероприятиях, таких как футбол и т.д.».
FISU потребовала устранить это некрасивое совпадение до 5 июня 2015 года. Ответственным лицом за выполнение этого пункта назначен Михаил Гречухин.
Нам стало интересно, как такое возможно, чтобы человек, официально работающий в дирекции Универсиады, фактически лоббировал интересы компании, с которой у него есть совместный бизнес? Кажется, что-то подобное и называется коррупцией.
Все интересующие по этому поводу вопросы журналист медиа-портала 365info адресовал как Михаилу Гречухину, так и Илье Уразакову лично.
— В соответствии с рекомендациями FISU до 15 июня должны были определиться с компанией, которая будет предоставлять услуги по аккредитации, безопасности и так далее. Уже определились?
Гречухин: Чтобы вы знали — система аккредитации у нас развернута уже больше года, она работает на наших серверах Дирекции, по ней проведено четыре тестовых соревнования и выдано более 4 тысяч аккредитационных документов, что примерно равно Универсиаде в Гранаде.
Уразаков: Компания по аккредитации была четко определена, и скажу больше — представлена на заседании FISU весной текущего года. Мне крайне странно, почему господин Матыцин (первый вице-президент FISU Олег Матыцин — прим. ред.) сказал, что с компанией не определено.
— В отчете написано, что контракт еще не подписан. Так определились уже? Это будет ISD?
Уразаков: Да, она. Она представлена. Четыре тестовых чемпионата проведены по системе этой компании. На них были члены FISU и они вносили корректировки.
— А теперь такой вопрос. Михаил Анатольевич, а какое отношение вы лично имеете к этой компании? Вы владеете в ней долей в 76%, судя по информации в Интернете. Как, работая заместителем в Дирекции, вы еще одновременно являетесь индивидуальным предпринимателем и продаете эту услугу нашей Универсиаде? Получается, что вы продаете услугу по аккредитации сами себе?
Уразаков: Услуга является услугой в плане разработки документации. Если вы намекаете на какие-то крупные контракты, связанные с материально-технической базой…
— То есть безопасность будет осуществляться бесплатно?
Уразаков: Нет, само оборудование, которое будет приобретаться. Сегодня мы еще его не покупаем, не имеем на него смету, оно будет приобретаться от компании, которая будет участвовать в конкурсе и победит.
Но концепцию, которую мы сегодня видим и презентуем, по которой мы завтра будем работать, эту документацию разработала компания ISD.
Именно на основе экспертного мнения этого человека как раз-таки я пригласил его в нашу организацию, чтобы завтра заниматься реализацией. Еще раз повторю, что понятие «разработка документации в 400 страниц» и приобретение многомиллиардных контрактов — это две совершенно разные вещи.
— А эти 400 страниц будут разрабатываться бесплатно?
Уразаков: Они разработаны уже этой компанией, мы за этот контракт заплатили.
— Михаил Анатольевич, сколько вы получили за разработку?
Гречухин: Вы сместили временные точки. Во-первых, вот эта информация об индивидуальном предпринимателе… Какое это отношение имеет к чему бы то ни было, что делается в Казахстане?
— Это имеет отношение, так как ваше предприятие действует с 2013 года, тогда как реализация Универсиады идет уже 4,5 года.
Уразаков: Я в организацию пришел только 2 года назад, Михаил Анатольевич пришел 7 месяцев назад.
Гречухин: Эта организация не имеет никакого отношения ни к чему, что делается в Казахстане. ISD-спецпроект имею в виду. С ней нет никаких контрактов, это совершенно другая организация, вы просто плохо смотрели Интернет. Она не имеет отношения ни к какому продукту, который здесь может реализовываться.
Уразаков: Вопрос поставки оборудования — это одна история, подготовка документов по аккредитации — это две совершенно разные вещи.
Гречухин: Я действительно индивидуальный предприниматель и не имею никакого отношения к тому, что делается в Казахстане как индивидуальный предприниматель России. Разрабатывалась концепция, касающаяся безопасности, и причинно-следственная связь следующая: сначала я занимался разработкой концепции, а после этого меня как специалиста пригласили на работу в дирекцию. И те контракты, которые были до этого, со мной или не со мной, касались работ как специалиста в этой области. Мало того, я в Дирекции работаю заместителем директора с 1 июня 2015 года.
Меня пригласили как специалиста и мне пришлось написать заявление об увольнении с предыдущего места работы. Там, где я работал до этого, я уже не числюсь.
Здесь, в Москве, эта организация реально только арендует площади и больше ничего, можете проверить в налоговой, это мое ИП, хотите — проверьте.
Вот такой, блещущий логикой, ответ на очень важный вопрос мы получили. Особенно если учесть, что во время Азиады-2011 та же самая компания Михаила Гречухина занималась безопасностью соревнований и получила за эту работу, как нам известно, сумму в тенге, балансирующую между шестью и семью нолями.
Мы еще раз посмотрели Интернет, теперь уже хорошо. Обе компании — Эйэсди-спецпроект и ISD — находятся по одному юридическому адресу.
Чтобы окончательно развеять все сомнения относительно аффилированности Дирекции в лице ее зама по безопасности с российским поставщиком услуг, мы позвонили в компанию ISD в Москву.
— Вас беспокоят из Алматы, мы бы хотели направить письмо на имя первого руководителя по почте, не подскажете ФИО?
— Степаньков Александр Юрьевич.
— А Гречухин Михаил Анатольевич? Мы думали, он…
— Он же в Казахстане.
— Ага. То есть он, получается, как соруководитель, но только на территории Казахстана, правильно?
— Да, все верно.
Нет, мы конечно же не против, чтобы Универсиада в Алматы в 2017 году прошла на высшем уровне как в плане организации, так и безопасности, но, кажется, отношения с партнерами должны таковыми и оставаться. Иначе это выглядит так как если бы маляра, которому платят деньги за покраску стен, прописали в квартире клиентов на правах члена семьи. Или не так?