Кому принадлежат пограничные реки — нам или Китаю? Проблема трансграничных рек еще долго будет оставаться одной из немногочисленных нерешенных тем в казахстанско-китайских отношениях. Причина кроется в целом комплексе проблем в водной сфере, с которыми Китай сталкивается на данный момент.Помимо широко известных казахстанцам планов китайской стороны по забору вод из трансграничных рек в промышленных и сельскохозяйственных целях, существует ряд специфических внутрикитайских факторов, которые в перспективе еще долго будут вносить элемент неопределенности в вопрос распределения водных ресурсов.
По вопросу «общих» рек КНР находится в весьма сложном положении.
Географическое положение страны делает Китай фактически хозяином речных систем Азии
Крупнейшие реки этой части света берут начало в Тибетском нагорье, расположенном в юго-западной части Китая. Эту местность также называют «третьим полюсом» после Северного и Южного из-за наличия больших запасов пресной воды. Такие реки как Ганг, Инд, Брахмапутра, Меконг, Салуин, Иравади берут свое начало на территории КНР.
Китай с соседями связывают 40 трансграничных рек, в бассейне которых проживает более 2-х млрд человек, при этом половина речных систем КНР являются трансграничными. Подобное положение дел неизбежно оказывает влияние на отношения с соседними странами. Также обилие трансграничных рек приводит к тому, что Китай оказывается вынужден применить к ним некое подобие унифицированного подхода.
Данный подход основан на нескольких принципах. Первым из них является принцип суверенитета Китая над реками, протекающими по его территории. По этой причине Китайская Народная Республика отказывается присоединяться к многосторонним документам, определяющим принципы управления трансграничными реками.
Так, Пекин не присоединился к конвенциям ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Стоит отметить, Китай далеко не одинок в своем скепсисе относительно многостороннего регулирования проблемы трансграничных рек. Например, из числа соседей КНР, Индия и Пакистан также не присоединились к этому договору. Помимо очевидных неудобств, связанных с интернационализацией проблем верховьев рек, которые Китай рассматривает как свое внутреннее дело, проблема также кроется в противоречиях, которые присущи подобным документам. Главнейшим из них является отсутствие четкого похода относительно противоречия между доктриной «естественного водотока» и утилитарного отношения к воде как полезному ресурсу.
Второй принцип добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества ставит Китай перед серьезной дилеммой.
Растущая урбанизация и промышленность требуют все больше водных ресурсов для нужд самого Китая
Причем зачастую эти вопросы требуют безотлагательного решения, так как КНР вынуждена поддерживать высокие темпы экономического роста и тем самым игнорировать интересы стран, расположенных ниже по течению. Также необходимо иметь в виду, что верховья большинства трансграничных рек Китая расположены во внутренних слаборазвитых регионах. И для улучшения экономической ситуации в подобных районах ведется усиленное развитие промышленности и сельского хозяйства, которые, естественно, требуют все больших объемов воды. Поэтому Китай нередко предпринимает односторонние действия по использованию трансграничных рек, что вызывает напряженность в отношениях с соседями. Например, решение Китая о строительстве сети плотин на реках, связывающих его с Вьетнамом, и постоянно растущий сбор воды из верховьев Брахмапутры способствуют росту напряженности в и без того сложных отношениях с этими странами.
Как известно, КНР имеет нерешенные территориальные конфликты с этими странами, которые в прошлом приводили к вооруженным столкновениям. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Вьетнам, будучи странами с большим населением и стремительно растущими экономиками, сами нуждаются во все больших объемах воды. И для них вопрос справедливого распределения водных ресурсов уже имеет жизненно важное значение, которое, будет только возрастать в будущем. Отсюда следуют достаточно пессимистические ожидания относительно конфликтного потенциала водных споров в Азии. Согласно некоторым исследованиям,
начиная с 1947 года разногласия по водным ресурсам так или иначе вызвали около 150 конфликтов (в основном невооруженных), треть из которых приходится на Азию. В свою очередь, в треть из этих азиатских конфликтов оказываются вовлечены КНР, Индия, Пакистан.
В сравнении с этим ситуация с северными и западными соседями Китая начинает казаться не столь драматичной. Россию и Казахстан в первую очередь волнуют вопросы экологической безопасности, не усугубленные бурным ростом промышленности, сельского хозяйства и народонаселения. Возможно, именно поэтому Россия и Казахстан наряду с КНДР относятся к странам, с которыми Китаю удалось добиться наибольших успехов в урегулировании вопросов по трансграничным рекам, притом что трансграничные реки связывают КНР с 19 странами, 14 из которых являются непосредственными соседями Срединного государства. К примеру, на сегодняшний день по трансграничным рекам наибольшее количество соглашений (13) заключено с Российской Федерацией, с КНДР — 11, а с РК — 9, в то время как с другими странами, подобных документов насчитывается единицы.
Подобную неоднозначную политику Китая в области трансграничных рек будет неверным объяснять лишь национальным эгоизмом и злым умыслом
Политика добрососедства жизненно важна для экономического развития Китая. Потенциальные водные конфликты практически по полному периметру сухопутных границ страны, несомненно, будут иметь губительные последствия. С другой стороны, все более растущие нужды Китая требуют особого подхода к трансграничным водным ресурсам.
В этом вопросе КНР проводит политику адаптивного управления, то есть старается сохранить максимальную свободу действий, неограниченную многосторонними обязательствами. По проблеме трансграничных рек Китай применяет уже зарекомендовавшую себя стратегию двусторонних переговоров и соглашений. Данный подход позволяет КНР, как в случае соглашений с Казахстаном, успешно использовать отдельные элементы вышеупомянутых конвенций ООН по трансграничным водотокам, одновременно избегая связанных с этим обязательств, особенно в части совместных действий и ответственности за возможный ущерб.
Пекин по возможности использует формулу «договоренности с отдельным государством по рекам» вместо традиционной «договоренности по отдельным рекам с разными государствами», делая упор на двусторонний формат
Наибольшее преимущество двустороннего подхода заключается в том, что он позволяет рассматривать вопрос трансграничных рек в более широком контексте, увязывая его с другими аспектами сотрудничества. Также такой подход дает больший выигрыш во времени, что является очень важным в случае Китая. Здесь следует упомянуть о другой дилемме, с которой сталкивается КНР.
Современному Китаю необходимо решить две противоположных задачи. С одной стороны, необходимо обеспечить растущие потребности страны в пресной воде. С другой — перед восточным соседом встает проблема экологической безопасности. Загрязнение и деградация окружающей среды, включая источники воды, уже представляет собой серьезную угрозу будущему Китая. Среди возможных последствий надо отметить ухудшение здоровья населения, массовую миграцию, экономические потери и социальный протест. Также немаловажное значение имеет и культурный аспект.
Для традиционного китайского мировоззрения имеет большое значение достижение гармонии между человеком и природой.
В древнем Китае о качестве работы чиновников, помимо прочего, судили и по состоянию природы на вверенной ему территории
За исключением периода маоизма с его «войной с воробьями», для Китая, несмотря на многовековую борьбу за обуздание Хуанхэ и Янцзы, в целом было характерно уважительное отношение к природе. Из этого следует ожидать в скором времени возрождения в Китае бережливого отношения к природным ресурсам. Поэтому принятый в современном международном праве принцип разумного использования воды на основе согласия всех заинтересованных сторон может казаться для Китая непозволительной роскошью. Также необходимо иметь в виду фактор глобального потепления, который приведет к таянию горных ледников – основного источника воды для крупнейших трансграничных рек Китая.
Что интересно, западные наблюдатели при изучении водной политики Китая неоднократно обращали внимание на большое количество гидротехников и гидроинженеров в партийных и правительственных органах. По их мнению, данное обстоятельство неизбежно оказывает свое влияние на особую позицию КНР по использованию трансграничных водотоков.
Что касается Казахстана, имеющиеся данные по общим принципам и характеристикам политики КНР по трансграничным рекам позволяют сделать вывод о том, что нынешняя ситуация по Или, Иртышу и другим рекам являет собой максимально достижимый прогресс. В ближайшее время не приходится ожидать каких-либо значительных уступок со стороны КНР, в то время как вероятность продолжения односторонних шагов по использованию ресурсов общих рек видится более высокой.