Скандалы вокруг Жилстройсбербанка и жилстроевских домов гремели несколько месяцев. Чем они закончились? В тюрьму никто не сел. Больше того, в возбуждении уголовного дела отказано — за отсутствием состава преступления.
Залп публикаций был мощным. «Осиное гнездо в Жилстройсбербанке наконец разворошили», – сообщали своим читателям отечественные СМИ в июле-октябре 2013 года. Но шум утих — значит, ничего и не было?
Согласно информации, опубликованной в СМИ, реальная стоимость кредитов от госбанка была сопоставима с рыночными ставками, комиссии банка были непомерно высоки, при этом руководство Жилстройсбербанка предписывало своим филиалам в регионах скрывать от граждан информацию о возможности получения кредитов по сниженным ставкам.
Банк еще и увлекся извлечением коммерческой прибыли: выделяемые государством бюджетные средства размещались в коммерческих банках в виде депозитов, а руководство банка эту «прибыль» начисляло себе в виде многомиллионных премий (начиная от 10 млн.). Но и это еще не все. Топ-менеджеры Жилстройсбербанка по программе «Доступное жилье» приобрели порядка 20 квартир для себя и своих ближайших родственников и соратников в ЖК «Айгерим», расположенном в престижном районе – на пересечении пр. аль-Фараби – ул. Розыбакиева.
Параллельно разгорелся скандал вокруг «доступных жилстроевских домов». Генпрокуратура выяснила, что социальным домам добавили незаконный этаж. Изначально, как указано на сайте «Жилстройсбербанка», все жилые дома в «Мамыре 5–6» должны быть 16-этажными, но в блоках Е3, Е4, Д3, Д4 застройщик прибавил еще один, 17-й этаж. Дополнительные квартиры застройщик планировал продать по рыночным ценам (примерно 2000 уе за кв.м.), а не по социальным (примерно 900 уе за кв.м.). Более того, прокуратура выявила и еще одно серьезное нарушение со стороны властей Алматы и застройщика «Куаныш-С» на почти полмиллиарда тенге:
«Управлением (строительства Алматы. – Прим. авт.) в 2012 году подрядной организации выплачено 451 845 584 тенге без подтверждающих документов о выполненных работах». Деньги эти, по данным прокуратуры, бесследно пропали. Однако и расследование затихло.
После того, как были обнародованы результаты прокурорских проверок, все материалы, касающиеся этих неприятных и даже постыдных коррупционных скандалов, были переданы в департамент финансовой полиции Алматы, и словоохотливость правоохранительных органов тут же сменилась молчанием. Финпол сохранил в максимальной тайне и свои дальнейшие действия, и даже факт отказа в возбуждении уголовного дела.
«Антикоррупционные успехи» прокуратуры в результате оказались лишь пшиком – в возбуждении уголовного дела по всем этим фактам было отказано за отсутствием состава преступления, и прокуратура с этим согласилась
Более того, никто из тех, чья репутация была серьезно подмочена, в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации не обратился…
Недавно депутаты направили очередной запрос на имя премьер-министра Карима Масимова, обвиняя социальный банк в получении чрезмерной коммерческой прибыли. В то время как чистая прибыль Жилстройсбербанка год от года увеличивается, условия социальной ипотеки становятся все жестче. Если минимальный первоначальный взнос в коммерческих банках Казахстана составляет 10%, то по условиям социальной ипотеки эта сумма куда выше — 50%. При этом проценты Жилстройсбербанк начисляет от 100% суммы.
«Несмотря на то, что заемщик сразу вносит 50% от требуемой суммы на счет в ЖССБК, банк предоставляет ему заем размером 100% стоимости жилья. Например, если квартира стоит $100 тыс. и у заемщика уже есть $50 тыс., то ЖССБК оформляет заем на $100 тыс. При этом $50 тыс. клиента банк разместит на депозите. Получается, что заемщик берет свои же деньги в долг под проценты. Кроме того, различные комиссии банка также рассчитываются исходя из полной стоимости квартиры, несмотря на то, что 50% составляют средства клиента», – процитировал выступление депутатов деловой портал «Капитал».
Такой подход слабо сочетается с самой идеей социальной ипотеки, направленной на помощь людям с низкими доходами, и приобретающим не роскошный особняк, а квартиру в домах, построенных по госпрограмме.