Суд города Актобе обязал администрацию гимназии выплатить 115 000 тенге родителям ученика за оскорбительную надпись, сделанную в его дневнике.
10 февраля 2015 года в средней школе-гимназии № 11 г. Актобе случился хоть и неприятный, но в общем, пустяковый конфуз. Кто-то из детей неудачно справил малую нужду мимо унитаза. В результате был обвинен один ученик — классная руководительница (как потом выяснил суд — не имея на то никаких доказательств) сделала в его школьном дневнике уничтожающую надпись: «Уважаемые родители! Ваш ребёнок ходит в туалет мимо унитаза. Научите его пользоваться туалетом!».
Затем педагог продолжила свою психологическо-воспитательную работу. Собрала классное собрание и прочитала мальчику мораль об искусстве попадания в унитаз.
Но и на этом беды ребенка не кончились. Как рассказали родители,
после этого собрания за учеником установили наружное наблюдение — поведение мальчика в туалетной комнате стали контролировать школьный сторож и технички.
Ребенок сначала перестал ходить в туалет, а потом и вообще забросил школу. Родители подали исковое заявление в суд.
Вердикт таков: «Суд постановил исковые требования истцов о возмещении ущерба и морального вреда удовлетворить частично (первоначально родители мальчика требовали три миллиона тенге) и с ГУ «Средняя школа-гимназия № 11» в пользу родителей мальчика взыскать материальный ущерб в размере 15 760 тенге и моральный вред в размере 100 000 тенге, а также представительские расходы 10 000 тенге и расходы по оплате госпошлины 1 157 тенге, в остальной части иска отказать».
Ситуацию комментирует руководитель Института равных прав и равных возможностей детский психолог Маргарита Ускембаева:
— Здесь произошло «структурное насилие» по отношению к ребенку.
На ученика было оказано мощнейшее психологическое давление со стороны учителя, жестокое вторжение в его личное пространство. В результате у мальчика развился сильный невроз, страх публичности.
Кроме того, это «структурное насилие» было перенесено и на весь класс —
преподаватель продемонстрировала недопустимую модель поведения в системе «взрослый-ребенок», где взрослый может прилюдно унизить и оскорбить несовершеннолетнего.
Естественно, что такая модель поведения может быть спроецирована и повторена детьми в своей будущей жизни.
Здесь наблюдается и нарушение гендерной корректности. Если женщина-учительница узнала что-то, на ее взгляд, неподобающее об интимной жизни мальчика, она не должна была лично (тем более в присутствии класса) делать ему выговор. Это мог сделать мужчина-педагог в деликатной форме и в приватной беседе. Так что здесь есть большая вина и администрации школы, которая не смогла объяснить своим работникам элементарные нормы поведения.