Идея «джихадизма без границ» сегодня набирает обороты, если верить сводкам новостей. Примечательно, что ее авторы — не самые горячие сторонники ислама. Скорее, это люди, четко понимающие, как можно использовать ислам в своих целях.
Еще в 1978 году выдающийся идеолог нового времени Зигмунд Бжезинский (США) прочертил так называемую «Евразийскую дугу нестабильности» (ЕДН) от Балкан до Северной Кореи. Сегодня эта разросшаяся «дуга джихадизма без границ» стремится спровоцировать этническую и религиозную напряженность в непосредственной близости от границ Казахстана.
В настоящее время ЕДН, по мнению экспертов, простирается от Тихого до Атлантического океана и имеет многочисленные ответвления, которые охватывают попавшие в ее сферу влияния страны и регионы, приводя их в состояние долгосрочной управляемой дестабилизации или даже хаоса, — сообщает Российский институт стратегических исследований. — Потенциальный источник конфликтов, которые сейчас распространяются по Северной Африке и Ближнему Востоку, был заложен ранее в центральной части Евразии.
Как пишет в газете «Publico.es (Испания) известный обозреватель Назанин Арманьян (Nazanín Armanian), ИГИЛ, а значит и «джихадизм без границ» — стратегическое оружие для осуществления планов Запада в Средней Азии и Казахстане.
«Для Исламского государства Афганистан — наверное, самое стратегически важное государство в мире — оно нужно для завоевания контроля над Центральной Азией и приграничных районов с Ираном и Индией, — полагает Арманьян. — Этот регион воспринимается многими агрессивными западными политиками как «задний двор» России и Китая.
Пользуясь слабостью автократических государств в регионе, основанных на этнических и племенных связях,
Исламское государство сегодня контролирует 25 афганских провинций из 35, включая северные.
Исламское государство — многонациональная религиозная группа, которая выступает главным действующим игроком в попытке НАТО взять под контроль Центральную Азию. «Талибан» отошел на второй план, так как представляют собой лишь интересы пуштунов и не может привлечь симпатии других племен в Таджикистане и Узбекистане. Эти два государства являются самыми нестабильными в Центральной Азии».
Между прочим, на «заднем дворе» — в частности в Кыргызстане — к опасности проникновения джихада относятся крайне серьезно. «Всегда во все исторические времена регион Центральной Азии находился в эпицентре мировых процессов, и новейшие времена не стали исключением, — отмечает кыргызский обозреватель Станислав Епифанцев. — Регион сразу же оказался в зоне интересов глобальных игроков — США, Евросоюза, Китая, Турции.
Советская империя приказала долго жить, а новая Россия безропотно и надолго ушла из региона, даже не обозначив его зоной своих исключительных интересов. Немудрено, что на сегодня в экономике региона наиболее сильны интересы западных компаний и Китая. В политике же все страны региона избрали так называемую «многовекторную» политику, то есть вариацию старой как мир политики неприсоединения. Видимо, это своего рода детская болезнь молодых независимых государств.
Пока шли годы проедания советского наследства, все было неплохо, были и надежды, вернее иллюзии.
Однако, все течет и все изменяется. На сегодня все государства региона в жестоком кризисе — и в экономическом, и в политическом, и в цивилизационном… То есть бывшая Средняя Азия приближается к своему историческому состоянию войны всех со всеми».
Издание «Новая газета» так же считает, что война может начаться, когда в центральноазиатский регион проникнет ИГИЛ. «Исламское государство Ирака и Леванта» выделяет 70 млн долларов на дестабилизацию ситуации в Центральной Азии, — пишет газета и приводит слова директора аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов (Кыргызстан). Он рассказал, что в ИГИЛ существует боевая группа «Мавераннахр», куда входят представители и добровольцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Именно этому центральноазиатскому подразделению, по словам Маликова, будут направлены деньги для организации серии терактов в регионе.
«По нашим данным, ИГИЛ намерен дестабилизировать ситуацию в Узбекистане через южный Кыргызстан, а это значит, что Кыргызстан попадает в зону угрозы».
В этом году активная деятельность ИГИЛ стала головной болью и России. Как сообщает портал Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, «Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин заявил:
«Конечной точкой для ИГИЛ станут татаро-башкирские регионы России и районы Казахстана».
Другие аналитики склоняются к тому, что планы ИГИЛ могут простираться еще дальше. Агентство «Рейтер» со ссылкой на американскую компанию SITE опубликовало так называемую карту «Исламского мира».
По мнению экспертов, руководство НАТО в случае военных действий в Центральной Азии, — продолжает Назанин Арманьян. — решает следующие задачи:
— Перенос на неопределенный срок вывод американских войск из Афганистана под предлогом «осложнения ситуации в регионе», как об этом неоднократно заявлял министр обороны США Эштон Картер.
— Попытку заставить Китай отказаться от добычи полезных ископаемых в Афганистане из-за нестабильности в регионе. Одновременно поощрять деятельность крайне правой мусульманской организации уйгурских сепаратистов, добивающейся независимости от Китая.
— Вовлечение России в конфликты, происходящие на территории Восточной Европы (Украина), на Кавказе и в Центральной Азии.
— Осуществление контроля над водными ресурсами Таджикистана, который является основным источником воды в регионе.
— Разжигание национальной вражды между таджиками, киргизами и узбеками в Ферганской долине — самой густонаселенной и богатой плодородными землями в Центральной Азии.
— Создание вокруг Ирана очагов военной напряженности. Это делается для того, чтобы снизить напряженность в отношениях с союзниками Вашингтона — Израилем, Саудовской Аравией и Турцией. Белый дом стремится к тому, чтобы Дамоклов меч всегда висел над Тегераном. Но… Здесь есть и второй момент:
Как поступит Москва? Позволит ли она Ирану потеснить Россию на мировом газовом рынке?
— Оказание давления на Индию, которая входит в БРИКС. В Индии всегда сохраняется возможность спровоцировать массовые беспорядки, опираясь на тридцатимиллионную общину мусульман, индуистские шовинистические группы.
Если никто не остановит это безумие, то масштабы войны, в которую могут быть втянуты Китай, Россия, Индия и Иран, могут быть совершенно непредсказуемыми», — заканчивает свою мысль испанский аналитик.