Скандально известный процесс по убийству, совершенному при самообороне, начался в Алматы — в закрытом режиме. Правоохранительные органы и прокуратура всячески отговаривают обвиняемого Александра Кузнецова от контактов с прессой.
В противоположность этому родственники убитого Сырыма Мураткалиева, который нападал на Кузнецова с ножом, проводили пресс-конференцию. Сейчас Кузнецов ограничился сообщением, что ему вменяется в вину убийство по неосторожности.
Впервые об этом инциденте можно судить не по слухам и мнениям, а по доказанным фактам — материалам обвинительного заключения:
В ночь с 6 на 7 марта Александр Кузнецов находился в клубе «Чукотка». К нему подошли незнакомый ранее Сырым Мураткалиев и Евгений Фролов, оба в состоянии среднего алкогольного опьянения. Эта парочка затеяла словесную перепалку — увидев назревающую драку, охранники «Чукотки» предложили молодым людям покинуть клуб. Но на улице перепалка быстро переросла в драку — Фролов несколько раз пнул Кузнецова, ударил его кулаком в лицо, а Мураткалиев достал нож и стал наступать на Кузнецова. Кузнецов какое-то время отступал и криками просил вызвать полицию, затем обороняясь, нанес Мураткалиеву три удара кулаком в лицо. Мураткалиев потерял равновесие и упал, ударившись затылком об асфальт с высоты собственного роста. Сразу же Фролов снова атаковал Кузнецова, но Александр повалил его на землю, после чего подбежал к Мураткалиеву и оказал ему первую помощь.
К сожалению, Мураткалиев скончался на месте. Экспертиза показала, что смерть наступила от ушиба головного мозга в результате черепно-мозговой травмы, кровоизлияния под твердую и мягкую мозговые оболочки, в вещество головного мозга, перелома затылочной кости.
Экспертиза отдельно подчеркнула, что травмы, полученные Мураткалиевым от ударов Кузнецова «в непосредственной связи с наступлением смерти не состоят». В прямой причинной связи со смертью состоят травмы, полученные от удара затылком при падении на асфальт.
В заключении следователь пишет спорные с точки зрения логики закона вещи: «подтвержден факт совершения хулиганских действий в отношении Кузнецова. Вследствие чего причинение Кузнецовым в результате самообороны смерти по неосторожности». При этом самооборона и причинение смерти по неосторожности — это две разные статьи УК. Вторая — более тяжкая. И именно этой тяжкой статье (ст. 104 часть 1 УК РК) Кузнецову и предъявлено обвинение — как будто и не было никакой самообороны.
Многие юристы уже прокомментировали такие выводы следствия как по меньшей мере спорные:
Сам Александр Кузнецов на своей страничке в Facebook сообщил о том, что прокуратура не разрешила ему публиковать материалы дела в СМИ. «К сожалению, прокуратура не дала добро на публикацию материалов дела. Я специально ходил туда, и мне отказали по необъясненным причинам», — пишет он. Видимо, по этим же причинам он воздерживается от любых комментариев по делу.
Тем временем копия обвинительного акта по делу Александра Кузнецова переопубликована уже на страницах сотен казахстанцев.
Пока остается заключить, что, по всей видимости, в Казахстане нападение с ножом не считается ни покушением на убийство, ни попыткой причинения вреда здоровью, а классифицируется правоохранительными органами как хулиганство. Лишним доказательством этому является история с пьяным дебоширом, который 26 апреля на улицах Алматы кидался на машина и водителей с ножом, однако полиция отпустила его, назвав действия хулиганскими и даже подлежащими рассмотрению в обычном гражданском суде. Ничего уголовного в размахивании ножом перед лицом человека, очевидно, нет. А вот если дать сдачи — можно получить срок.