Туристический бизнес наносит беспощадные удары по бизнесу страховому уже несколько лет подряд. Страховщики утверждают, что на выплаты туристам израсходовали все свои резервы и сейчас всерьез обсуждают перспективу ухода с рынка страхования ответственности туроператоров и турагентов…
За последние четыре года в Казахстане произошли три крупных ЧП:
Август. 2012 год
В Болгарию сбежали два учредителя On Travel. По вине этого туроператора сотни казахстанцев не смогли вовремя вернуться с острова Крит и из Анталии. Десяткам туристических агентств страховщики выплатили 135 млн тенге.
Июнь. 2014 год
Директор «Гульнар тур» Али Исмаилов объявлен в межгосударственный розыск. По вине туроператора пострадали десятки тысяч туристов. Страховщики оценили свой ущерб в 609 млн тенге. Известно, что дети Исмаилова учатся и живут в Лондоне, но его самого наши правоохранительные органы найти не могут.
Июнь. 2015 год
Компания Travel System объявила о приостановлении своей деятельности. По данным Ассоциации туристских агентств, из-за Travel System пострадали 6200 человек – за границей находится более 1400 человек. Оплатили туры, но уже никуда не поедут около 4800 человек. Правоохранительные органы выясняют точное местонахождение руководителя Travel System, собирают данные о зарегистрированном на него имуществе.
Для некоторых страховых компаний прошлогодний ущерб от банкротства «Гульнар тур» оказался столь значительным, что они завершили прошлый год с серьезным убытком. Теперь впереди их ждут разборки с Travel System… Между тем резервы убытков уже израсходованы.
Страховщики пока еще не подсчитали масштаб убытков от Travel System. Данные о финансовых потерях продолжают обновляться и общий объем пока невозможно подсчитать полностью.
– Появился «хороший» подход в турбизнесе – убегать с деньгами, – говорит генеральный директор ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» Павел Завалко. – Из-за того что страдают в конечном счете простые туристы, появилось негласное указание все суды между страховщиками и турагентами решать в пользу последних.
Между тем Казахстанская туристская ассоциация в связи с приостановлением деятельности Travel System уже порекомендовала турагентам, чьи клиенты пострадали либо могут пострадать, направить соответствующие письма в свои страховые компании по факту возможного скорого возникновения страховых случаев.
С точки зрения страховых компаний, если человек не вылетел в пункт назначения, значит, его не надо считать туристом.
– Те случаи, которые сейчас рассматриваются как страховые, они весьма курьезные. Депутаты называют туристами всех, даже тех, кто собирается улететь через полгода. Но вот вопрос: что будет через полгода? – говорит Павел Завалко. – С одной стороны, понятно, что через полгода клиент никуда не полетит, но с другой стороны, есть человек, который сбежал с деньгами и которого должны поймать. Вот в этом вся проблема и заключается. Одни тупо крадут деньги, сбегают за рубеж и никто их не ищет, а страховщики почему должны за них платить?
По словам страховщиков, мошенничество – это вообще не страховой случай. Если поезд сошел с рельс, самолет разбился, произошло землетрясение или цунами, в общем случился форс-мажор – то, что не зависит от воли сторон, участвующих в сделке, но ведет к невозможности исполнения договорных обязательств. Банальное воровство к страховому случаю не относится – это проблема для правоохранительных органов.
– Надо, чтобы те, кто сбегает с деньгами, отвечали по всей строгости. Надо, чтобы их сажали или расстреливали, – говорит Павел Завалко. – Тогда неповадно будет.
Как показала ситуация прошлого года с «Гульнар тур», те меры, которые прописаны в законе о туризме, явно недостаточны. И не только потому, что нет четкого понимания, кого надо считать туристом.
– Есть серьезные проблемы с теневой экономикой, – считает Павел Завалко. – Сколько бы раз мы не просили туроператоров раскрыть информацию о доходах, они не соглашаются. Мы просили их подавать список туристов, которые выехали за рубеж, опять турбизнес отвечает: «Нет!» Они предлагают страховать что угодно, к примеру, налоговые обязательства, но наотрез отказываются показывать конкретных людей, которые уехали. А почему? А потому что когда формируется объем, нам объем говорят — один, а по факту этот объем может быть раза в два или три больше.
По мнению страховщиков, министерство инвестиций и развития не заинтересовано в том, чтобы навести порядок в отрасли. Предложения, которые сегодня исходят от уполномоченного ведомства, не несут конструктивной основы.
– Нет предложений, чтобы навести порядок в отрасли. Министерство говорит: «Давайте поднимем лимиты, давайте сделаем черную кассу». А давайте просто наведем в отрасли порядок! Мы можем поднять страховую ставку в шесть раз, но это не решение. Потому что мы, поднимая ставку, как бы говорим: «Хорошо, продолжаем страховать мошенников», – говорит Павел Завалко.
– Air Astana предлагает возвратить всех туристов, которые находятся в настоящий момент за рубежом, за 100 долларов. Но возникает очень простой вопрос: 100долларов – это что, себестоимость? Почему же мы тогда летаем за 650? – интересуется Павел Завалко. – Причем обратите внимание, что это обратно, а ведь еще туда надо улететь. Если авиаперевозчики готовы возить туристов за 100 долларов, значит, фактически это себестоимость.
В прошлом году примерно такой же вопрос был адресован турецкой компании Atlas Jet, которая выразила готовность возить туристов в Турцию и обратно за 350 долларов. Тогда также страховые компании пытались высчитать, какая же маржа в туриндустрии, но им не удалось.
– Страховать надо оборот, не маржу и не налоговые отчисления, а годовой оборот, то, что подвергается риску, – говорит заместитель председателя правления АО «Фонд гарантирования страховых выплат» Марина Шиповалова. – В прошлом году мы подсчитали, что за каждого туриста туроператор заплатил страховой компании 15 тенге, а речь при этом шла о рисках в 1500 долларов.