«Я очень боялся отстать, зная, что по мне будут судить обо всем Казахстане». Максат Нугманов окончил престижнейшую военную Академию в мире и вернулся домой, чтобы делом служить девизу, который повторял каждый день во время учебы: «Долг. Честь. Отечество».
Вест-Пойнт (США) одна из самых известных военных академий в мире, имеющая 200-летнюю историю. По международному соглашению, в Вест-Пойнте проходят подготовку по техническим и военным дисциплинам кадеты из Казахстана. По правилам академии, одновременно могут обучаться не более 60 кадетов, а от одной страны не более 4 человек. В прошлом году количество казахстанских кадетов было максимальным. В мае прошла церемония выпуска курсантов, среди которых был казахстанец Максат Нугманов. Кадеты 3 курса Жайна Мырзаханова, Темирлан Даулетбаев и кадет 2 курса Абылай Ахметов продолжают свое обучение.
— С самого начала, став международным кадетом, я испытывал огромное психологическое давление. Но я уже был готов ко всему, знал, что пути назад нет. Для меня было важно оправдать надежды родителей и конечно не подвести страну. Вдали от родной земли я чувствовал оторванность и скучал по дому, но мне необходимо было пройти через это, чтобы вернуться домой достойно.
— В Вест-Поинте я изучал инженерные исследования. Эту специальность я выбрал из-за любви к математике. В конце первого курса, когда мы должны были профессионально определиться, я пытался понять, что мне нравится и что будет полезно для моей страны. Математика, которую я углубленно изучал еще в Назарбаев Интеллектуальной школе, всегда была моим любимым предметом, а инженерные специальности всегда очень востребованы. Сама специальность имеет очень обширный круг применения, считается суб-областью математики и включает в себя статистку, программирование, оптимизацию и логистику. Она позволяет применять передовые аналитических методов в принятии максимально эффективных решений. Я могу рассчитать, что работает или является проигрышным, например, при заказе боевой техники, или где лучше открыть базу, где есть ресурсы, необходимость закупов и многое другое.
— Если первый год был адаптационный, то на второй начинаешь жить в ритме тайм-менеджмента. Будучи первокурсником, из десяти заданных вещей успеваешь выполнять только две, а на втором курсе укладываешься во временные рамки. Начинаешь понимать, как идут все процессы, как работает система, как правильно расставлять конфликтные приоритеты. Также расширяешь свою зону ответственности, взаимодействовать со всеми, начиная от соседа по комнате до своей команды на потоке. На третий год эта зона расширяется еще больше – становишься командиром взвода, появляются навыки управления. И также понимаешь, насколько быть трудно наставником. Вкладывая в других моральные ценности, ты сам должен быть примером офицерского духа. Неважно, есть на тебе погоны или нет, ты должен вести себя этично перед обществом, быть примером моральных ценностей.
— На четвертом курсе нас разделили в группы из четырех человек, и мы получили коммерческий заказ. Нашего клиента интересовало применение анализов больших баз данных, нас проспонсировали примерно на 15 000 долларов. Мы, курсанты, конечно были в шоке от этой суммы и понятия не имели, с чего начинать. Но постепенно научились работать с реальными клиентами, взаимодействовать в команде, но самое главное — сумели применить свои знания на практике.
В итоге наша работа, над которой мы трудились в течение года, понравилась очень известной инженерной компании Institute of Electric and Electronic Engineering, и они пригласили нас в Ванкувер, чтобы презентовать ее на Международной конференции по системной инженерии. После презентации нашу работу опубликовали в Google Scholar. Теперь я являюсь официальным соавтором научной работы.
— В преодолении всех трудностей мне помогал мой характер, который я выработал, занимаясь спортом еще со школьных лет. В 2008 году я выступал за сборную Казахстана по карате на чемпионате мира в Токио, а через год стал чемпионом Азии. Мой тренер в академии всегда повторял, что наш самый сильнейший враг — это сами мы. Победив себя, мы можем победить любого, а в спорте, естественно, мы все хотим быть первыми. И всегда, когда приходил на тренировку, я изо всех сил боролся с собой.
— К концу тренировки, когда силы уходили, все равно продолжал заниматься. Иногда я получал серьезные ушибы и ходил с гипсом, но приходил на тренировку, разрезал гипс и тренировался. Мой тренер до сих пор вспоминает эти истории и рассказывает своим ученикам. Почему-то я боялся, что если пропущу хоть один день тренировок, автоматически стану слабее моих соперников. Так что к тренировкам я всегда относился и до сих пор отношусь очень серьезно.
— Еще одной сильной мотивацией было чувство долга перед Родиной. В любых сложностях я боялся подвести страну. Особенно когда учился на первом курсе, когда был еще единственным из Казахстана, понимал, что по мне начнут судить обо всей стране. Многокилометровые марш-броски, академические задания — везде старался быть первым, сдавал все нормативы на отлично. Я не мог позволить, чтобы неверное представление о Казахстане складывались из-за слабости одного кадета.
— За неделю до выпускного все мои друзья радовались и ликовали, а у меня почему-то было все наоборот. Меня с Вест-Пойнтом связывает очень многое. Я тут многому научился, достигал пределов своих возможностей, здесь ощутил на себе, что значит быть одиноким вдали от дома и полюбил свою страну еще сильнее.
— Я всегда мечтал показать своим родителям академию, как живу, как проходят тренировки. Сбылась моя мечта только через четыре года. На церемонию выпускного приехала вся моя семья: родители и сестренка. На выпускном родители всех международных кадетов сидят все вместе, и мои сидели рядом с высокопоставленными людьми. Я не мог поверить своим глазам, что они на самом деле рядом со мной. Я наконец-то смог показать им свой кампус и красивые места вокруг него. Это было неописуемое чувство, когда видел улыбки на их лицах. Я всегда хотел, чтоб они гордились мной. И когда отец сказал, что я оправдал его доверие, я был счастлив.
— Я приехал сюда 17-летним школьником, которому было очень сложно понять новый мир и в котором возникали проблемы, начиная с языковых барьеров. А сейчас уезжаю выпускником академии, которая дала мне не только практические знания, но и подарила возможность вырасти как личности. И чем ближе становился день вручения диплома, тем больше я понимал, насколько серьезна моя ситуация. Было понимание того, как многого ожидают от меня по приезду домой. Но с другой стороны, у меня в голове много идей, планов, реализовав которые я мог быть бы компетентным и полезным для своей страны.
— Четыре года в Вест-Пойнте длились долго, однако это время также пролетело незаметно. За эти годы многое изменилось, но чувствуются те же самые переживания, которые я ощущал будучи первокурсником. Мои годы в академии уже подошли к концу, впереди открывается новая дорога с неизвестным будущим, новыми преградами и сложностями. Разница между мною сейчас и тем первокурсником огромная, я стал сильнее и опытнее, но внутри меня по-прежнему горит любовь к родной земле.
— Всем выпускникам вручают именные перстни с правом выбора драгоценного камня. Я не раздумывая выбрал голубой топаз. Потому что для меня это цвет неба, цвет казахстанского флага, символ моей страны. Перстень из белого золота, на одной из сторон эмблема Вест Пойнта, под которой написано «Долг, Честь, Отечество» , а на другой — «За тех, кого мы ведем». Это означает, что мы становимся лидерами, чтобы заботиться о стране и о тех, кто стоит за нашими спинами. Сейчас я понимаю, что вот-вот начнется новый путь, новый эволюционный виток. И все, что я хочу сейчас, это служить своей стране.
Фотографии Каната Бейсекеева