4 июня администрация президента Обамы признала, что федеральное правительство США пало жертвой хакерской атаки беспрецедентного масштаба. Хакеры получили доступ к личным данным более чем 4 млн бывших и действующих сотрудников государственных ведомств и учреждений.
Незамедлительно попавший в категорию главного подозреваемого Китай яростно отрицает свое участие в хакерской атаке. Мотивы подозреваемых не понятны. Возможно, похитив несколько миллионов наборов личных данных, хакеры теперь просеивают эти массивы, чтобы установить настоящих носителей секретов. Даже по дилетантски оценивая возможности современной цифровой эпохи, можно представить, что отсеять определенное количество целевых досье из четырех миллионов будет несложно.
Цифровые войны сегодня ведутся на многих театрах военных действий. Формы и способы также множественны. Появился новый формат психологической войны, который журналистское сообщество окрестило «Фабриками троллей».
11 сентября 2014 г. в офисе Дювала Артура, директора отделения Управления внутренней безопасности округа Сент-Мери штата Луизиана, зазвонил телефон. Звонил местный житель, который только что получил тревожное СМС-сообщение. «До 13:30 в местности сохраняется опасность ядовитых испарений, – говорилось в сообщении, – постарайтесь найти укрытие. За дополнительной информацией обращайтесь в местные СМИ и на сайт columbiachemical.com». В округе Сент-Мэри находится несколько химкомбинатов и газоперерабатывающих заводов, и работа Артура заключалась в том числе в отслеживании аварийных происшествий на этих предприятиях. Но этим утром он не получал никаких сообщений об авариях. Более того, ни о каком заводе Columbia Chemical он тоже не слышал. В Сент-Мери находился завод компании Columbian Chemicals, на котором делали технический углерод — нефтехимический продукт, который используется в производстве резины и пластиков. Но и оттуда тоже ничего не было слышно.
Вскоре позвонили ещё двое местных жителей и доложили о таком же сообщении. Артур забеспокоился: неужели кто-то из его подчинённых выпустил предупреждение об аварии, не поставив его в известность? В это время в Twitter десятки журналистов, редакций местных газет и политиков от Луизианы до Нью-Йорка оказались завалены сообщениями об этой катастрофе. В Артур быстро обзвонил своих подчинённых и выяснил, что никто из них не рассылал предупреждений об аварии. Он позвонил на завод Columbian Chemicals, где тоже не отметили никаких чрезвычайных происшествий. Примерно через два часа после первого сообщения компания выпустила пресс-релиз, в котором объяснила, что все рассказы об аварии на их заводе — фальшивка.
Расследование ФБР подтвердило официальное заявление компании. ФБР пыталось отследить источник провокации и, увы, ничего не добилось. Корреспонденту журнала New York Times Magazine Адриану Чену его анонимный источник в ФБР сообщил примерно следующее:
«Утка» об аварии на заводе Columbian Chemicals не похожа на розыгрыш, придуманный садистом-одиночкой. Это была хорошо спланированная кампания по дезинформации, для проведения которой кто-то завёл десятки фальшивых аккаунтов в Twitter и несколько часов подряд постил сотни сообщений в адрес известных лиц, выбранных с расчётом на достижение максимальной гласности. Преступники пугающе изобретательно скомпилировали материалы катастрофы — подделали снимок главной страницы сайта CNN и создали полностью рабочие клоны сайтов местных луизианских телекомпаний и газет. На YouTube было размещено видео с человеком, смотрящим телевизор, по которому передавались тревожные сводки из Луизианы. Кто-то даже не поленился создать отдельную статью в Википедии о взрыве на заводе Columbian Chemicals, которая ссылалась на это фальшивое видео. В ходе этой вирусной атаки СМС-сообщения получали и настоящие жители округа Сент-Мери. Резюмируя сказанное выше, агент ФБР сказал, что
кампанию такого масштаба могла подготовить только целая группа программистов и производителей контента
За несколько месяцев до этого несколько случаев заболевания вирусом Эбола в Соединённых Штатах спровоцировали небольшую панику в СМИ. 13 декабря многие из тех же аккаунтов, что отметились в распространении фальшивки про аварию на Columbian Chemicals, начали писать о вспышке Эболы в Атланте. Кампания развивалась по тому же сценарию: появились фальшивые новостные сообщения и видеозаписи, на этот раз с хэштегом #EbolaInAtlanta («ЭболаВАтланте»), который на некоторое время вышел в тренды в Атланте. Как и в прошлый раз, авторы фальшивки уделили огромное внимание каждой детали, что указывало на значительное количество затраченных ресурсов. На видеозаписи на YouTube команда медиков в костюмах химзащиты несла из аэропорта носилки с очередной жертвой. Фоном играла песня Бейонсе «7-11» — так авторы хотели подчеркнуть актуальность видеозаписи. На борту грузовика, стоявшего на парковке, красовался логотип международного аэропорта Атланты Хартсфилд-Джексон.
Одновременно с «уткой» про Эболу совершенно другая группа аккаунтов в Twitter начала распространять слух о том, что полицейские застрелили невооружённую чернокожую женщину. Все они пользовались хэштегом #shockingmurderinatlanta («Шокирующее убийство в Атланте»). Как и в других случаях,
авторы «утки» старались сыграть на реальных страхах американского общества: это лето и осень были отмечены массовыми протестами против убийства Майкла Брауна в городе Фергюсон штата Миссури
Корреспондент New York Times Адриан Чен пишет 2 июня 2015 г., что сумел отследить организацию троллей в России, а точнее в Санкт-Петербурге, где имел возможность взять интервью у бывшей сотрудницы Людмилы Савченко. Последняя сообщила Чену о том, что «… в организации было множество отделов, каждый из которых производил контент для определённой социальной сети: в одном писали посты для «Живого Журналa», в другом — статусы для Вконтакте. Были отдельные подразделения, занимавшиеся Facebook, Twitter и Instagram. Целый отдел писал комментарии на сайтах российских СМИ. По оценкам одного из сотрудников, организация занимала как минимум 40 кабинетов...»
Первым делом в начале рабочего дня каждый сотрудник подключался к прокси-серверу, который скрывал его настоящий IP-адрес (иногда по такому цифровому адресу можно выяснить личность его владельца). В каждом задании важное место занимала Украина, где шла гражданская война между сепаратистами, которых поддерживала Россия, и украинской армией. Савчук и её коллеги должны были публиковать комментарии с оскорблениями в адрес президента Украины Петра Порошенко и описаниями зверств, совершённых украинскими военными. Много приходилось писать и о российских внутренних делах.
В прошлом году в России случился финансовый кризис,
рубль обвалился, и армия профессиональных троллей принялась сочинять оптимистические посты о том, как оперативно власти страны восстанавливают экономический баланс
Савчук рассказывала, что в марте, когда убили лидера оппозиции Бориса Немцова, весь её отдел перевели в группу комментариев на сайтах российских СМИ и дали указание писать о том, что оппозиция сама подстроила это убийство.
Что любопытно, еще в апреле 2015 г., корреспондент английской газеты «Гардиан» Шон Уокер написал, что выследил фабрику троллей в Питере и переговорил с «…оплачиваемыми блогерами, создавшими онлайн-профили, придерживающиеся неоскорбительной и корректной линии поведения, которые оперируют в различных медиа-ресурсах, распространяя проправительственные и путинистские настроения«. Также Уокер сообщил, что установил присутствие следов организованной деятельности этой «армии» в медиа-ресурсах, публикующих материалы о событиях на Украине, о ситуации вокруг Чемпионата мира по футболу-2018 в России, а также о коррупции в ФИФА.
Примерно за год по публикаций Чена и Уокера внимание британской общественности к проблеме «троллей-путинистов» привлек другой сотрудник The Guardian, Крис Элиотт, опубликовавший статью про деятельность тогда неустановленной про-кремлевской организации, целью которой было манипулирование общественным мнением в интересах Кремля, особенно в вопросах Украины и ее ориентира на Запад.
Подобный вид активности в США и Великобритании называют еще AstroTurfing (астротерфинг). Термин означает синтетическое покрытие стадионов, а также наименование компании, производящий такое покрытие, так называемую «ложную» траву. Некоторые западные СМИ, писали, что в Китае, который все еще не может отмыться от подозрений по взлому 4 миллионов профилей сотрудников гос.аппарата США, работают 300 000 астротурферов.
За каждый пост они получают по 50 центов, что в 10 раз меньше, чем услуги их европейских коллег (в странах Евросоюза расценки составляли от $5 за пост)
Для астротерфинга привлекаются китайские студенты. Их задача — организация противостояния негативной информации о КНР, появившейся в частности, после обнародования фактов массового отравления детей китайскими молочными продуктами.
Астротерфингом как симуляцией общественной поддержки пользовалась команда избирательного штаба кандидата в президенты США Джона Маккейна, торговая сеть Wal-Mart и компания Sony. РБК, со ссылкой The Guardian пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги.
Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах
Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей.
Казахстан тоже периодически троллят. Жириновский в Госдуме и Штыгашев в Хакасии. Венедиктов на «Эхе» и директор Росархива на съезде русскоязычной прессы. Международная спортивная тусовка. Организации по правам человека. Экологические ассоциации и девки, гуляющие голыми на улицах Алматы против шуб из природного меха. Но это все открытые действия. Хуже будет, когда затроллят неявно — с экранов наших домашних телевизоров и планшетов. С комментариями якобы наших соотечественников. С видами наших городов и так далее. Интернетизация Казахстана — самая плотная во всей Центральной Азии. Этническое разнообразие побогаче Америки, а то и самой России. И значит, для защиты нам нужны наши тролли.