Их остается в живых всё меньше и меньше. Но даже умершие — они объединяют города и страны, объединяют людей разных поколений и взглядов. Там где они живут, нет границ, потому что живут они в нашей памяти и сердцах. Внуки из России построили детский городок на месте сгоревшего дома деда-фронтовика в казахстанском поселке.
Сегодня уже даже модно искать. Раскапывать корни своей семьи. Гордиться, что знаешь. Некоторые называют это волной осознания после линии забвения 90-х. Но в этой истории есть нечто большее. Не имеющее ничего общего с модой.
-Решили с братом узнать о том, где же воевал дед, – говорит Ирина, которую мы забираем из костанайской гостиницы, и машина берет курс на мендыкаринскую Михайловку. — Дело в том, что мы его ни разу не видели, но папа сумел привить нам любовь к нему даже на расстоянии. Он был военным, и мы родились, когда он служил на Украине. Так вот, во время поиска мы с братом и родню обрели, и столько для себя открытий сделали. Я теперь на примере деда историю заново изучаю. Например, Голубая линия, в прорыве которой он участвовал. О ней мало говорят. А ведь это сложнейшая система немецких укреплений. Ее держали фашисты на Кавказе. И прорыв этой линии, освобождение Кубани, Крыма, Тамани считается одной из кровопролитнейших битв Великой Отечественной войны. Всего в годы Второй мировой войны подобных линий обороны существовало только три: это линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии и Голубая линия на Кубани. Последняя – это две оборонительные полосы, три глубинных рубежа обороны с каскадом укреплений. Ох, и досталось же деду.
В рамках своего поиска Ирина узнала, что ее дед вместо двух медалей «За отвагу» получил одну. Филатов был представлен к двум медалям «За отвагу» в течение двух недель. Так вышло, что, пока первая шла, уже вторая подоспела. И, видно, кто-то посчитал это ошибкой, ну и выдали одну вместо двух. Наш костанайский историк Арман Козыбаев помог жительнице Санкт-Петербурга Ирине Филатовой пролить свет на эту историю. В Минобороны уже отправлены запросы просьбой вторую награду все-таки выдать. Сейчас у семьи на руках сканированные копии приказов с точным описанием обоих подвигов минометчика Андрея Филатова:
«В боях по освобождению Кубани и Тамани уничтожил автомашину противника с боеприпасами, разбил блиндаж и истребил 13 гитлеровцев».
«Под хутором Молдаванским под артиллерийско-минометным натиском противника огнем своего миномета дал возможность продвинуться пехоте. Находясь в обороне, уничтожил 30 гитлеровцев, склад с боеприпасами и подавил огонь минометной батареи противника».
А вот это описание подвига, за который Филатов получил орден Славы II степени:
«15 января 1945 года в боях за шоссейную дорогу при прорыве сильной обороны немцев, когда противник заставил залечь пехоту, Филатов быстро выдвинулся вперед, установил миномет в 200 метрах от противника и метким огнем уничтожил три огневые точки противника и 10 немецких солдат, тем самым обеспечил выполнение ротой боевой задачи».
Но Филатов сначала даже не знал, что представлен к наградам. Причем, к одной за другой. А когда узнал, не стал ничего требовать. Не до того ему было. Во-первых, он был не один раз ранен. Но всякий раз вновь рвался на фронт.
Однажды со своими ребятами выбил фашистов из блиндажа. Только расположились, как в этот блиндаж попадает снаряд. Очнулся Андрей Алексеевич под лавкой. А совсем рядом немецкая речь. То ли взрывом его под эту лавку забросило, то ли сам в беспамятстве переполз. В общем, лежал, и практически не дышал. Так и пролежал почти сутки раненый, пока наши не вернулись. Выжил. И второе ранение перенес. Пережил и прорыв из окружения, когда из подразделения осталось всего 30 бойцов. Но тут еще удар. Сообщение, что умерла жена. А дома трое деток мал мала меньше.
-У него вообще не простая судьба. Сам сиротой рос, — продолжает рассказ Ирина, мы в этот момент преодолели где-то треть пути, за окном начал выстраиваться боровской лес, — Я ведь была здесь уже однажды. Специально на рассвете торопилась приехать. У вас здесь волшебное небо. И вот приехала я в прошлом году, чтобы посмотреть, где же жил дед. А на месте его дома пепелище, поросшее бурьяном. Уже после его смерти дом сгорел со всеми фотографиями и документами. Зато мне удалось в семейных архивах найти фото, где дедушка после войны со своими детьми. Он ведь потом во второй раз женился, и получилось в семье 7 детей. Так вот, на фото стояла одна из его дочек, моя тетушка. В какой-то тужурке, взгляд затравленный, и босиком… Я плакала над этим снимком. Вспоминала, как папа говорил, что дед очень переживал, что он, победитель, а детей толком прокормить не может, как ни старается. Я попросила казахстанскую родню прислать мне фото места, где стоял дом деда. Прислали. Смотрю, а там коровы ходят. Всё. Это была точка невозврата.
Прежде чем рассказать, чем все это обернулось, пара слов о внуках, которые всё это устроили. Итак, Андрей Филатов, ему дали имя в честь деда — член совета директоров транспортно-инфраструктурной группы «Н-Транс», президент Российской шахматной федерации, вице-президент Международной шахматной федерации. Как сообщает Википедия, предприниматель также является совладельцем частной железнодорожной группы Globaltrans, бенефициаром «Мостотрест» и одним из акционеров «Трансойл». По версии Forbes Филатов в сотне крупнейших бизнесменов России, в мировом рейтинге он на 960 месте.
Его сестра Ирина Филатова имеет свой частный бизнес в сфере недвижимости. Но в России больше популярна, как автор ярких общественно значимых проектов. Она успешно ведет по сей день проект «Поэтическая Библия», направленный на разъяснение главных законов жизни языком стихов, понятным любому человеку. А еще на ее счету исторические проекты по увековечиванию памяти героев ВОВ, и множество мероприятий, направленных на популяризацию шахмат.
-Последнее – это наше совместное дело с братом, – наша машина в этот момент съезжает с трассы, — В шахматы его научил играть наш папа. Я была приятно удивлена, что и в Костанае шахматы на высоком уровне развиты. Здесь прямо атмосфера для них, видимо, благодатная. Что касается проекта в память о нашем дедушке, материально меня, конечно, поддержал брат. Летом он будет здесь. Ну, вы сейчас сами всё поймете…
Едва мы въехали в Михайловку, обомлели. Шикарная, просторная, яркая, современная детская спортивная площадка здесь теперь достопримечательность. А оформлена она в стиле шахмат, красная нить Филатовых. В день, когда мы приехали, заканчивались последние работы. Первыми опробовать подарок пригласили 4 класс местной школы. Это было поощрение для ребят за самое трогательное выступление на концерте ко Дню Победы. К слову, они спели и для нас. Прямо на площадке. Под баян. От всей души. Даже прохожие останавливались.
А потом детвора помогла надуть шары, развесить флажки. В общем-то, помогали все. Как родня Филатовых, так и абсолютно чужие люди. А Ирина в первую очередь направилась к участку, заложенному мрамором, рядом с детской площадкой.
-Вот. Здесь стоял дом деда. Мы решили, что на его месте будет кипеть жизнь. И оплатили этот шахматный городок (на него ушло 4 млн российских рублей – от авт.) Завтра рядом с ней мы высадим 70 деревьев, как символ каждого прожитого в мире года. Есть у нас мечта открыть здесь и шахматный кружок. Вот привезем Илюмжинова на сеанс одновременной игры под открытым михайловским небом, а там и решим.
Шахматный городок возводили строители из российского Кургана, везли ее из Санкт-Петербурга.
-Если честно, это самый серьезный и необычный заказ для нас, — признался строитель Олег Белоусов, — у нас в Кургане таких площадок нет, а тут в поселке, даже не в райцентре…
Когда детвора резвилась на многочисленных качелях, тренажерах, каруселях и горках, Олег снимал их на мобильник. Явно довольный результатом труда.
Местный акимат, узнав о намерении россиян, пошел навстречу, и разрешил расширить территорию, ведь на месте домика Андрея Филатова не уместилась бы и треть площадки. За расширение площади высказался и директор местного ТОО «Восток-1». Джамбыл Амантаев и с техникой помог, и с песком. А теперь освещением и охраной площадку пообещал обеспечить. Говорит, проникся поступком россиян, и решил поддержать.
-Так здорово, когда начинаешь, а люди подхватывают, — бесконечно благодарила всех михайловцев Ирина, — Думаю, дед был бы рад…
Когда баннеры были развешаны, она присела на лавочку. И вдруг подняла голову. Прямо над площадкой летел одинокий журавль, и вовсю курлыкал. Ирина улыбнулась. Хорошая примета. То, чего ей это стоило, знает лишь она. Одно то, что баннеры с георгиевским лентами и наградами деда она печатала в украинском Днепропетровске, откуда родом, а потом везла через Одессу, чего стоит. Говорит, люди рисковали, но помогали. Она уехала из Украины, когда началась оранжевая революция. Говорит, не смогла жить в стране, чье правительства начала стесняться. Но со многими земляками поддерживает отношения. Со многими спорит и переубеждает.
Одна из девчушек, опробовавших площадку, уходя, нам заметила:
-Моего братишку теперь отсюда не вытащишь. Мы такого даже в городе не видели.
-А знаешь, в честь кого вам такой подарок сделали?
-Знаю, — ответила Регина Антонова, — В честь дедушки, который за нас воевал, когда в 1941 году война началась. Мы 9 мая всегда эту победу празднуем. Я люблю этот праздник.
-Фронтовиков почти не осталось. А мы все равно празднуем… — замечаю провокационно.
-Правильно, — отозвалась школьница. – Они ведь живут в нашем сердце…
У нас с Ириной заблестели глаза. Регина, напомню, учится в 4 классе. Дед точно был бы рад. На площадке в честь него значится «Е2-Е4». Это первый ход в шахматной игре. А еще это символ старта важного дела, белой полосы, решительного прорыва. Россияне Ирина и Андрей Филатовы искренне надеются, что так в казахстанской Михайловке и будет. Только к лучшему.
P.S. Она приехала с огромными чемоданами. Думали, столичная дама привезла наряды. Оказалось, чемоданы битком набиты открытками с фотографиями михайловских фронтовиков, брошюрами со стихами на военную тему, конфетами для местной детворы, теми самыми баннерами и упаковками воздушных шаров. Их в день открытия в небо взлетело 700 штук. В честь 70-летия Победы. На фоне примеров, когда обеспеченные внуки оголтело добиваются переименования улиц в честь своих дедов, пример Филатовых восхищает. Они увековечили память деда не пафосными памятниками и требованием чтить, а добрым полезным делом.
-Я вам приведу пример, какой она человечек, — рассказывает Галина Луговая, местная родственница Филатовых. – Когда она приехала в первый раз, решила поставить памятник бабушке Маше. Пришла на наше кладбище, а там соседская могилка совсем заброшенная. Ира начала выяснять, кто же там похоронен. Опросили всех сельчан. Родни не оказалось, люди лишь припомнили, что там лежит женщина по фамилии Бокова. Приезжаем в Костанай заказывать гранитную плиту бабе Маше. Ирина говорит: «Две такие могильные плиты». Я ей, мол, две-то зачем. А она удивленно: «Что же мы на свою ухоженную могилку через чужую заброшенную ходить будем. Не дело это». Так и поставила. Одну – бабушке. На второй написано: «Бокова. Покойся с миром…» Такие люди. Слава богу, еще есть.
Фото Константина Вишниченко