Спустя год с момента создания Евразийского экономического союза эксперты подводят первые итоги работы нового интеграционного объединения. А в это время в очередь на вступление выстроились десятки стран с огромным багажом собственных проблем. Потянут ли экономики России и Казахстана, и без того довольно ослабленные, еще более слабых игроков?
Первыми в очереди на вступление в ЕАЭС стоят все закавказские республики, Туркменистан, Монголия, Узбекистан. Но на сегодняшний день всех «обскакало» далекое государство из Юго-Восточной Азии. В Астане в ближайшие время планируется подписание соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам.
В связи с уже четко обозначенной тенденцией к расширению Евразийского союза, аналитики каждой из стран — уже участниц ЕАЭС спешно подсчитывают, какие чаяния и надежды, связанные с интеграцией, оправдались, а какие теперь нужно «продавливать» в первую очередь.
Михаил Арзуманян, начальник отдела Управления по реализации стратегии национальной безопасности аппарата совета национальной безопасности Республики Армения:
— ЕАЭС становится весомой торгово-экономической единицей, привлекающей интерес многих стран. Планомерное развитие торгово-экономических связей с разными странами, подписание соглашений о сотрудничестве с ними будут способствовать расширению общего рынка. Расширять географические ареалы сотрудничества можно посредством внедрения крупных региональных инфраструктурных проектов, соединяющих Юго-Восточную Азию и Персидский залив со странами ЕАЭС. В частности, безусловно есть потенциал установления взаимовыгодного сотрудничества со странами БРИКС, важное значение имеет сотрудничество с Китаем. Такое сотрудничество позволит не только расширить общий рынок, привлечь инвестиции, но и подключиться к реализации крупных инфраструктурных проектов, диверсифицировать тем самым логистические возможности экономической зоны.
Кроме того, небогатая энергоресурсами Армения крайне заинтересована в создании единого энергетического рынка.
— В качестве приоритетных направлений деятельности — создание единого энергетического рынка. Страны ЕАЭС владеют большим запасом энергетических ресурсов и имеют соответствующий производственный потенциал, чтобы повышать международную конкурентоспособность экономического союза в этой сфере. Реализация концепции формирования общего энергетического рынка в ЕАЭС и достижение эффективного функционирования этого рынка позволит усилить позиции ЕАЭС как ключевого игрока на глобальном энергетическом рынке.
Кыргызские аналитики считают, что небольшим странам интеграция с ЕАЭС жизненно необходима. На сегодняшний день у маленьких экономик практически нет шансов выжить в одиночку.
Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток — Запад», Кыргызстан:
— После развала СССР Кыргызстану повезло меньше чем, всем остальным. Он первым в СНГ оказался вовлечен в 1998 году в откровенно грабительский проект — ВТО. До этого была уничтожена практически вся промышленность, которая была в республике. Тысячи людей остались без средств к существованию. У страны практически отняли возможность защищать собственный рынок.
После вступления в ВТО сальдо торгового баланса Кыргызстана было положительным только один раз — в 2001 году
— Для сравнения, в прошлом году торговый оборот КР составил 7 млрд 612 млн 300 тыс. долларов, из которых свыше 5 млрд — это импорт. Тем не менее некоторые идеологи «свободного рынка» в Кыргызстане продолжают упорно доказывать, что ВТО для республики — благо. Выбор у Кыргызстана невелик: либо маргинализация, либо интеграция. На сегодняшний день маргинализация, к сожалению, успешно реализуется. Противостоять ей мы не можем по причине своей политической и экономической слабости. Кыргызстану не меньше, чем любому другому государству нужна серьезная опора в лице более сильных и успешных в политическом и экономическом отношении соседей.
Можно что угодно говорить о России, о Казахстане, о Беларуси, но в пересчете на благосостояние населения — сытых людей там все-таки больше, чем в Кыргызстане.
— Еще сейчас спрашивают, зачем России и Казахстану содержать Кыргызстан? Кыргызстану не нужно, чтобы его содержали! Ему нужна помощь — обучение кадров и технологии. Все остальное уже потом Кыргызстан сделает сам. Страны ЕАЭС должны предложить что-то отличающееся от того, что мы называем «мировая экономика». В этом случае существование ЕАЭС будет иметь смысл. В этом случае Кыргызстан согласен терпеть определенные лишения и неудобства. Потому что мы будем знать, что система в которой мы будем участвовать — намного справедливее той, что была до этого.
Когда в конце 2014 года стало известно, что создать зону свободной торговли с ЕАЭС стремятся более 40 стран, некоторые аналитики сразу заявили, что такими темпами ЕАЭС сможет потеснить и сам Евросоюз. Казахстанские же эксперты, оглядываясь на опыт того же ЕС, особого воодушевления не испытывают.
Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества:
— Сейчас ожидать много не нужно, потому что мы только приспосабливаем экономики наших стран. Если мы возьмем Европейский союз, то вспомните: это 1951 год — Европейское объединение угля и стали, 1957 год — это общий рынок и только в конце 80-х — начале 90-х вышли на Маастрихтский договор и объединились в Европейский союз. Я вообще считаю, что
расширение Европейского союза — это ошибка
— Я недавно читал Валери Жискар д’ Эстена (экс-президент Франции — ред.) — это чистый европеец, он все время апеллирует к тому союзу, когда было 6 стран и 9 стран. Тогда там был более или менее управляемый процесс. Сейчас же из геополитических соображений политика превалирует над экономикой.
А когда политика насилует экономику, ничего хорошего не выйдет, потому что экономика — вещь мстительная.
— Она рано или поздно геополитике отомстит за те оскорбления и унижения, которые нанесли этой несчастной экономике.
На сегодняшний день государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Кыргызстан.