Есть такая категория чиновников — непотопляемые. Они могут включить своего ребенка сомнительными способами в национальную сборную, где он прославится алкоприключениями, и им ничего не будет. Они могут попасть под проверку из Акорды и, несмотря на все нарушения, останутся на месте. Они могут уволить сотрудника по незаконным основаниям и после проиграть суд по этому вопросу, но все равно сохранить за собой кресло. Секрет этой непотопляемости у каждого чиновника свой. У Анар Каирбековой, директора департамента службы внутреннего контроля, гарантом непотопляемости выступает целое министерство.
Во всяком случае, наша редакция получила ответ Минобра, в котором ведомство недвусмысленно дало понять общественности: несмотря на все вышеназванные факты, сотрудница принципиальна и профессиональна, претензий к ней нет.
Впрочем, мы с аргументами министерства не согласны и готовы рассказать о нюансах непотопляемой карьеры Каирбековой.
А теперь обо всем по порядку.
«Каирбекова А.М. была приглашена в Министерство в январе 2014 года на должность директора Департамента внутреннего контроля. Ранее данный сотрудник долгое время работал в Счетном комитете и обладает достаточным опытом», — пишет в своем ответе МОН РК.
Этот пункт в послужном списке Анар Мерекеевны действительно есть. Проработала она в Счетном комитете на разных должностях 8 лет — с 2003 по 2011-й. А затем ушла в Жамбылскую область рядовым членом ревизионной комиссии. То есть на понижение. Уже оттуда госпожа Каирбекова и вовсе была уволена из-за проваленного тестирования по управленческим компетенциям. Правда, об этом факте из биографии сотрудницы министерство в своем ответе на наши критические материалы почему-то скромно умалчивает.
Возникает резонный вопрос: почему министерство, центральный исполнительный орган, приглашает на работу человека со спорной профессиональной репутацией словно речь идет о трудоустройстве в частную лавочку?
Мы нашли фамилию Анар Каирбековой в списке лиц, зачисленных в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» в 2014 году, хотя годом ранее она же в этот список по единогласному решению Национальной комиссии по кадровой политике при президенте страны не вошла. Получается, карьерный вопрос для Анар Мерекеевны решился в январе 2014-го:
Каирбекова прошла отбор в резерв и практически сразу же была принята на работу в Минобразования на должность директора департамента внутреннего контроля
Какое неслыханное везение, подумают некоторые. Однако — нестыковка: в резервном списке корпуса «А» Анар Каирбековой присвоена 2 категория, то есть по реестру должностей государственных служащих, утвержденных указом президента № 523 от 7 марта 2013 года, работать она может только «председателем и членом ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения».
Чтобы руководить департаментом центрального исполнительного органа, Каирбекова должна попасть в резерв корпуса «В» с категорией С-1.
Но Министерству образования, по всей видимости, «принципиальность и профессионализм» сотрудника важнее его соответствия требованиям, предъявляемым по президентскому указу.
«За время её работы было проведено 45 проверок деятельности подразделений Министерства, подведомственных организаций и высших учебных заведений за период 2011-2013 гг… Были выявлены и устранены нарушения на сумму 43 млрд. тенге. Тот факт, что прежний состав департамента внутреннего контроля не выявил имевших место нарушений, поставил под вопрос их компетентность и добросовестность, что повлекло освобождение от занимаемой должности отдельных сотрудников департамента», — написали в своем ответе о незаменимой сотруднице представители Минобразования.
И вот что один из этих «отдельных сотрудников департамента» Юрий Герасимок нам поведал:
— В 2014 году службой внутреннего контроля не был проведен ни один комплексный контроль, который предполагает значительные расходы как времени, так и человеческих ресурсов. Поэтому в 2014 году в погоне за показателями были проведены только выборочные тематические 45 проверок по отдельным вопросам, где речь шла о внушительных суммах бюджетных денег. К примеру, в 2013 году мы провели 20 комплексных проверок, а в 2012-м — 19. Кстати, информация министерства о выявлении и устранении Анар Каирбековой нарушений на сумму 43 млрд тенге не совсем достоверная. Любой ревизор вам подтвердит, что из выявленных нарушений подлежит устранению только та часть, которая должна быть возмещена в доход бюджета. Так вот,
в 2014 году из этих 43 млрд тенге доля таких нарушений составила только 2,5%, то есть 1 млрд тенге.
И, кстати,
Анар Мерекеевна за весь период нашей совместной с ней работы — с января по август 2014 года — лично не выявила ни одного тенге нарушений, хотя систематически участвовала в контрольных мероприятиях.
Нарушения по бюджетной программе по внедрению системы электронного обучения «e-learning» на сумму 14,7 млрд тенге, например, вообще были выявлены нашей комиссией в составе трех человек, в которой Анар Каирбекова не состояла. И после этого нас называют некомпетентными?
В качестве подтверждения того, что в 2013 году служба внутреннего контроля Минобразования не баклуши била, а работала, Юрий Герасимок прислал в редакцию пояснительную записку по результатам проверок, которая в свое время в качестве отчетности была направлена в комитет финансового контроля Минфина. Так вот, судя по этому документу, в 2013 году контролем было охвачено 147,6 млрд бюджетных средств Минобразования, нарушений нашли на 6,3 млрд тенге, из которых восстановлению и возмещению подлежали 1,6 млрд тенге.
На фоне этих логических нестыковок непонятно, почему Министерство образования так рьяно защищает Анар Каирбекову? Казалось бы, после фактов, выявленных проверкой Акорды в Минобре можно ставить под сомнение законность ее деятельности в Минобре, но… министерство предпочитает защищать сотрудницу. Почему?