Если вы решили «загрузиться» автокредитом, готовьтесь к тому, что, помимо стоимости самой машины, вам придется оплачивать банку… регистрацию купленной машины в органах дорожной полиции. Многие банки навешивают на своих заемщиков дополнительные расходы. Эти расходы они включают в основной долг, на который ежемесячно накручиваются немалые проценты.
Многие банки, предлагая своим клиентам купить автомобиль в кредит, умалчивают о спрятанной комиссии — всплывает она, как правило, в момент, когда заемщику осталось только поставить свою подпись в кредитном договоре.
Мы внимательно изучили систему автокредитования нескольких банков. И вот что обнаружили…
Представительство в Казахстане российского «Сбербанка» на своем сайте, казалось бы, подробно описывает, за что клиент заплатит при
покупке автомобиля в кредит. И только придирчивый клиент в беседе с кредитным менеджером сможет выяснить, что
заемщик оплатит дополнительно еще 46,5 тысячи тенге: 5 тысяч — за оценку автомобиля, 1,5 тысячи — за перевод средств на счет продавца и 40 тысяч — за регистрацию покупки в дорожной полиции.
Несмотря на то что оформление техпаспорта — действие разовое, банк все равно включит эту сумму в основной долг. Отказаться от услуги банка по регистрации машины и сделать все самому нельзя. Вернее, сделать это самому можно, но заплатить банку все равно придется.
Аппетиты «Цеснабанка» по оформлению машины в полиции на 5 тысяч дешевле — 35 тысяч тенге. К слову, «цесновцы» и гораздо честнее: в рекламном буклете об автокредитовании они в графе «Расходы клиента после принятия положительного решения» честно пишут, что оплата услуг за регистрацию составляет 40 тысяч тенге за счет части банковского займа, куда, как выяснилось, входят 5 тысяч за оценку машины в качестве залога. Кроме того, «Цеснабанк» оказался единственным, который разрешает своим клиентам регистрировать покупку в полиции самостоятельно, причем без взимания 35 тысяч тенге в качестве комиссии. Зато у этого банка оказалась своя эксклюзивная придумка, которая значительно усложняет заемщику жизнь: для оформления кредита заявитель должен предъявить водительское удостоверение. Стало быть, неводитель, который, к примеру, захочет купить машину в качестве подарка, должен будет привести с собой того, у кого право на вождение имеется. На вопрос: «Какая банку разница, есть у меня права или нет?» — отвечают: «Таковы условия банка».
В представительстве российского ВТБ в Казахстане маржа за регистрацию машины составляет 43 тысячи тенге, о которых заемщик узнает уже постфактум, когда его заявка получила одобрение. Причем эти деньги, равномерно распределяемые на весь срок кредитования, в графике погашения никак не отражены.
Обнаружить эту мзду банка можно единственным способом: если вычесть от стоимости автомобиля сумму первоначального взноса.
Кроме этого, клиент заплатит банку около 80-90 тысяч тенге, в зависимости от модели машины, за рассмотрение заявки за организацию займа, за страхование КАСКО.
«Евразийский банк» также не афиширует комиссию за регистрацию автомобиля в дорожной полиции, а сообщает о дополнительных 30 тысячах тенге, включенных в основной долг за эту услугу, уже при заключении договора. Кстати, этот банк дарит своим клиентам КАСКО на весь срок кредитования.
«Альфа Банк» взимает с клиентов комиссию за оформление техпаспорта в размере 45 тысяч тенге и не скрывает этого при консультации с будущим заемщиком. Правда, кроме этого, отдельно будущий автовладелец заплатит банку за нотариальные услуги по оформлению доверенности, налог и полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Единственная компенсация за понесенные расходы — КАСКО в подарок.
Откуда у казахстанских банков страсть собирать с заемщиков комиссии за все, что ни попадя? Редакция направила официальный запрос в Нацбанк с просьбой разъяснить, входит ли услуга по регистрации транспорта в органах дорожной полиции в перечень банковской деятельности, на каком основании эту сумму заемщикам включают в основной долг и взимают затем вознаграждение. Но больше всего нас интересует: почему клиенты банков не могут отказаться от этой навязчивой услуги в пользу экономии своих денег? Интересно также и наличие установленной где-либо ставки сбора за эту услугу, ведь, как выяснилось, каждый банк взимает с заемщиков разные суммы.
Между тем на сайте электронного правительства Казахстана четко указано, сколько в органах дорожной полиции стоят услуги по регистрации автомобилей. В частности, за изготовление техпаспорта взимается 2 478 тенге, за саму регистрацию машины — 496 тенге, за государственные номерные знаки — 5 550 тенге. Итого — 8 524 тенге. В этой связи такса банков, превышающая установленную государством цену в 3-5 раз, становится еще более непонятной. Ну, а если прибавить к этому ежемесячные проценты, которые несколько лет будут «капать» за навязанную банком услугу, то переплата потребителя составит уже десятки раз…