Не секрет, что время от времени в обществе поднимается вопрос о многоженстве. Даже депутаты парламента не обошли эту проблему стороной. В противовес мажилисменам одна женщина-депутат высказала контрпредложение: если разрешать многоженство, то в таком случае, необходимо разрешить и женщинам иметь несколько мужей.
Те, кто выступает «за» в этом вопросе, обычно приводят в качестве главного аргумента то, что многие девушки, так и не найдя свою половину, засиживаются в старых девах. А это, по их мнению, отрицательно влияет на рост населения.
Если одни говорят, что это личное дело каждого, то другие твердят, что нет закона, запрещающего многоженство, а значит, можно иметь несколько жен. И зачастую в свою пользу приводят следующий аргумент:
Ислам разрешает иметь до четырех жен.
Да, ислам разрешает многоженство. У пророка Мухаммеда было двенадцать жен: Хадиша, Сауда, Айша, Хафса, Зайнаб бинт Хузайна, Умм Салма, Джувайрийа, Маймуна, Сафийа, Зайнаб бинт Джахш, Умм Хабиба, Мариям. Так написано в книге «Мусульманские имена», выпущенной в 2007 году издательством «Диля». Но, как известно, у пророка детей было немного.
Наверняка древние тюрки — предки нынешних казахов и других тюркоязычных народов, принявших ислам, знали, что эта религия разрешает многоженство. История не отрицает, что и у казахов был обычай, позволяющий иметь несколько жен. Историк Чокан Чингисович Валиханов написал, что его предок Абылай-хан имел двенадцать жен. Известный ученый Ирина Ерофеева в своем труде о чингизидах привела исторический факт: у хана Нуралы было пятнадцать жен. Дед поэта Абая — Оскенбай — имел пять жен. В энциклопедии «Абай» о нем написано: «От четырех жен после Зере у Оскенбая было девять сыновей». У Кунанбая, отца поэта, было четыре жены – Айбобек, Улжан, Айгыз и Нурганым. Известно, что у самого Абая тоже было несколько жен. Все эти мужчины были зажиточными, даже богатыми людьми. И все же те, кто изучал историю хорошо знают, что
не все казахи могли позволить себе иметь несколько жен.
Правда в том, что в прошлом не все казахи были зажиточными, тем более богатыми. Богатых всегда мало.
И не надо забывать что у медали есть и другая сторона. Те, кто особо ратуют за многоженство, не особенно-то задумываются о психологическом аспекте вопроса. Кто даст гарантию, что потомки не будут делиться на детей байбише и токал и устраивать междоусобицы? А ведь это очень важный момент! С уязвимостью этой стороны вопроса знаком каждый, кто читал роман-эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая». В главе «В дороге» описывается как родной брат Абая Оспан и Смагул — сводный брат от другой жены отца по имени Айгыз, повздорили между собой. В пылу ссоры Смагул допускает сквернословие в отношении Улжан, матери Абая и Оспана. Тогда юноша Абай, услышав это, не сдержался и ударил Смагула по щеке пару раз, сказав: «Что же ты, она и тебе мать, как и мать Оспану. Кто тебя научил такому?!» После этого Абай, не щадя побил и своего родного брата Оспана. Но история ссоры на этом не заканчивается. Смагул жалуется матери. Айгыз приводит сына и говорит в сердцах: «Возьмите, раздирайте!»
Потом, как бы смутившись, при виде свекрови Зере, говорит: «Хотите сказать, что он сын от токал… Посмотрим…» Понятно, что Абай, знаток казахской жизни девятнадцатого века, не зря описал сей случай.
Казахи все стороны своего быта вместили в пословицы и поговорки. Среди более семидесяти пословиц, приведенных писателем Сабитом Мукановым в первой книге романа «Промелькнувший метеор» о жизни Чокана Валиханова, есть места, посвященные отношениям мужчин и женщин: «Байдың қатыны өлсе, төсегі жаңғырады, жарлының қатыны өлсе, басы қаңғырады – Если у бая умрет жена, постель обновится, если у бедняка умрет жена, он уподобится бродяге»; «Қатын өлді, қамшының сабы сынды – жена умерла, поломалась рукоять камчи». Если эти две пословицы указывают на трудность жизни без супруги, то пословицы «Бала – белде, қатын – жолда — Семя в теле, жена – в дороге»; «Семіз қатын құс төсек, арық қатын жоққа есеп — Полная жена перина, худая — считается, что есть», указывают на мужскую похотливость. Все это еще раз подтверждает, что в прошлые века в казахском обществе не все жили одинаково хорошо.
Да, до двадцатого века многоженство было обыденным делом. Коммунисты, пришедшие к власти в 1917 году, объявили о равенстве мужчин и женщин и осудили многоженство.
Однако и в годы Советской власти были люди, которые имели несколько жен.
Кладезь песен, композитор, акын Кенен Азербайулы, когда ему уже было за тридцати лет однажды на тое состязается в айтысе с девушкой по имени Насиха. Познакомившись ближе, они решают соединить свои судьбы. Кенен в то время уже был женат, но его супруга Ульпильдек в то время сильно болела.
С другим известным акыном Нартаем Бекежанулы тоже случилась подобная история. По свидетельству ученика акына Айдара Достиярулы, первая жена Бекежанулы, сильно ослабев здоровьем после операции сказала, что теперь не сможет родить, и сама способствовала тому, чтобы муж женился на девушке по имени Акжан. Известно, что живший с двумя женами поэт, женился и в третий раз. У поэта был друг по имени Кореген. Он был младше Нартая Бекежанулы. Неизлечимо больной Кореген сказал на смертном одре следующее: «Нареке, я не желаю, чтобы мое место занял другой, кроме вас. Если вы желаете, чтобы я ушел из жизни спокойно, обещайте мне.»
О своем решении он сказал и своей жене Куляш. Акын Нартай и Куляш втайне обвенчались и от этого брака родилась девочка по имени Акалы.
В двадцатом веке в Казахстане, как видим, многоженство редко, но все же имело место. Это отразилось в культовом романе великого писателя Бердибека Сокпакбайулы «Өлгендер қайтып келмейді – Умершие не возвращаются». Персонажи романа, молодожены Еркин и его супруга Загипа, разговорились в поезде с одной старушкой:
– Говорят, в вашей стороне до сих пор есть многоженцы?
– Ну, это все вранье. Как можно взять в жены несколько женщин? Теперь нет так много скота, как раньше-то бывало. Самое многое, что сейчас могут себе позволить, всего-то две жены.
Услышав слова бабушки, молодожены смеются.
Когда речь заходит о многоженстве, не надо забывать о пословице «Біреу тойып секіреді, тіреу тоңып секіреді – кто-то прыгает от сытости, а кто-то — от холода». Ведь, как бы мужчинам не хотелось, правда и то, что они не все смогут обеспечить своих жен и детей материально. И кто гарантирует, что та часть мужчин, которая имеет крепкую материальную базу, заметьте, таковых всегда мало, завтра не потеряет свое состояние? А о правовой стороне дела и говорить не приходится.
Представьте себе, к каким судебным тяжбам могут привести разводы в таких семьях, где дети от разных жен будут иметь одинаковое право на наследство и т.д.
Даже если разрешить многоженство, то вряд ли уменьшится количество незамужних девушек. На дворе двадцать первый век и вряд ли все молодые девушки, захотят связать свою судьбу со взрослыми мужчинами, которые уже имеют несколько жен и детей?! Так что
многоженство не спасет демографию.
Также надо признать, что причина низкого показателя рождаемости кроется в том, что молодежь слабо поставлена к семейной жизни. Подрастающее поколение обучается математике, физике, химии, истории, географии и другим дисциплинам. Но
молодые люди смутно представляют, что такое супружеская и семейная жизнь.
Пока же картина такова: если молодые решили жениться, то счастливые родители сразу приступают к подготовке свадьбы. Свадьба проходит радостно, весело, молодоженам дарят подарки, высказывают много добрых пожеланий. В обществе привыкли твердить общеизвестную мысль: «Үйлену оңай, үй болу қиын — жениться легко, стать крепкой семьей трудно». Но
еще не вошло в привычку разъяснять молодежи, каково это — быть семейным человеком.
А это то же самое, что дать в руки нож маленькому ребенку.
Если молодые будут иметь четкое представление о том, что семья — это в первую очередь ответственность и обязанности, то они будут лучше подготовлены к семейной жизни, быстрее адаптируются к новым условиям. Возможно, тогда и разводов будет меньше. А это положительно скажется на рождаемости и без многоженства.
И главное — не надо забывать, что с тех пор, когда многоженство было обычным явлением в казахском обществе, прошло более ста лет. Времена меняются, меняются и нравы. Поэтому невозможно войти в одну реку дважды. Если все же требуется обсудить этот нелегкий вопрос, то в первую очередь надо узнать, что по этому поводу думают представители прекрасной половины общества.
А они-то как раз в отличие от мужчин не желают делить любимого человека ни с кем.