В последнее время стриптиз, приват-танцы и тому подобные шоу стали неотъемлемой частью казахстанских свадеб. Видео с таких свадеб регулярно появляются в Интернете и становятся горячо обсуждаемыми новостями. Дошло до того, что даже некоторые депутаты мажилиса парламента предлагали законодательно запретить подобные развлечения. Любопытно, но публикация таких видео потихоньку стала воспитывать казахстанцев — по меньшей мере, чиновников, которые очень опасаются попасть в такие «хиты». Чиновники стали вести себя на тоях гораздо скромнее, сторонятся фото- и видеокамер, а некоторые и вовсе перестали ходить на такие увеселительные мероприятия.
— Это своеобразное проявление китча — чего-то выставочно негативного, — так комментирует разгул на свадьбах известный политолог Азимбай Гали. — Вообще, свадьба характеризуется именно зрелищностью, именно поэтому на свадьбах проявляются и обостряются все противоречия современной культуры. Раньше в казахстанской культуре была борьба двух направлений — казахоязычной и русскоязычной. Сегодня это не актуально — выросла численность казахов, русификация общества идет на убыль. Зато появился новый фокус борьбы — противостояние нарочитого ислама с нарочитым секуляризмом, когда одна часть публики хочет зрелищ, западных зрелищ в своем понимании, а другая — открыто демонстрирует свой консерватизм.
— На комсомольской свадьбе главным зрелищем была драка. Кто-то напивался, затевал ссору, и это было вторым по значимости событием дня, интересным фоном. Сегодня комсомольская свадьба вместе с самим комсомолом ушла в небытие. Теперь появилась новая «контра», скажем так: традиционному религиозному концепту казахов с обетами противостоит так называемое секулярно-порнографическое направление. Драка сейчас никому не неинтересна.
Теперь для определенной части общества интересно порно — как изюминка, нечто запоминающееся, возбуждающее, причем, не только мужскую, но и женскую аудиторию.
Это вызывает протест другой стороны. В конфликт вступают клерикальное и секулярное начала казахстанского общества, это есть и на мировом уровне, а у нас проявилось на свадьбах. Благодаря СМИ мы получили возможность обсуждения этого противоречия. Сейчас противостояние секулярного и клерикального начал выходит на новый уровень, тема становится актуальной.
Сегодня студентка в мини-юбке никого не шокирует, а дальше — будет шокировать.
Сейчас одна часть казахов на свадьбах демонстративно не пьет и уходит с праздника совершенно трезвой. Идет наступление клерикального начала — постсоветское пространство движется в сторону религии, то есть идет клерикализация. Я это одобряю, ведь пока все идет хорошо, в пределах допустимого, в пределах стандартов казахского понимания. А вот дальше это начнет вызывать вопросы. Идет наступление клерикального традиционализма, хотя наши предки не были столь клерикальными. Сегодня усиливается социальный контроль, когда одна часть населения следит за поведением второй. Наблюдается наступление универсального ислама.