Уже через несколько часов после обрушения развязки корпорация «Базис» приступила не только к разбору завала, но и к заметанию следов. Сначала рабочие корпорации «Базис» в спешке сняли паспорт объекта, где были указаны сроки окончания работ и ответственное лицо — Александр Гопиенко. Затем с сайта застройщика была удалена новость, датированная 27 января 2015 года, о том, что «к концу текущего года в Алматы появится новый объект транспортной инфраструктуры — дорожная развязка на пр. Рыскулова и ул. Момышулы, построенная по самой современной технологии». Покопавшись в публикациях «Базиса», мы нашли еще кое-что очень любопытное.
24 апреля в Алматы во время строительных работ рухнул мост, два десятка человек получили ранения и были госпитализированы, тело еще одного рабочего — 60-летнего Токтасына Иманкулова — спасатели извлекли из-под руин на следующий день. По данным пресс-службы ДВД Алматы, по факту обрушения развязки заведено два уголовных дела — по части 2 статьи 277 УК РК (нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ) и по части 2 статьи 156 УК РК (нарушение правил охраны труда). Назначен ряд экспертиз.
Эта трагедия случилась на строительстве развязки, которой «Базис» гордился и всячески рекламировал.
В ежемесячном издании Bazis News в феврале 2015 года вышло обзорное интервью «Как мы строим новые дороги»с начальником участка Александром Гопиенко, который и отвечал за строительство обрушившейся развязки. В нем он открыл несколько секретов, которые вполне могу объяснить обрушение сегодня.
Приведем небольшие выдержки из этой публикации:
«- Александр Иванович, какое значение имеет данная развязка для Алматы?
— Новая развязка…будет содержать 9 съездов. По новой технологии мы строим девятый съезд.
В Алматы такая технология применяется впервые. Мы используем метод преднапряжения, то есть преднапряженный бетон…
Здесь не будет прямоугольных опор, так как проектировщики ушли от них. Мы сделали опоры цилиндрическими, переходящими в конус, а на них ставим ригели с опорными частями, на которых установится основное сооружение. Сооружение тоже непрямое, там учтены его строительный подъем с наклоном и вираж. В этом есть новизна…».
От редакции: напомним одну из первоначальных версий обрушения, высказанной на месте трагедии — опоры не выдержали веса конструкции.
И еще несколько цитат из интервью Гопиенко:
«- Расскажите подробнее о самом сооружении и применяемой технологии.
— Сооружение очень большое, имеет 331 м в длину, 18 м в ширину и полутораметровую высоту, то есть сама плита будет толщиной полтора метра. Впервые в Алматы мы здесь применяем метод преднапряжения. Что это значит? При армировании, так как здесь все криволинейное, применяются муфты.
Изначально мы использовали голландские, но потом нашли своего казахстанского производителя, предложившего лучшее качество. Они для нас делают муфты. Большое насыщение арматуры не позволяет использовать сварку, а эти муфты крепятся с помощью резьбы.
Метод преднапряжения заключается в том, что мы выставляем леса, затем опалубку, а потом выполняем армирование. Каналообразователи для тросов выставляются по эпюре, то есть предварительно высчитываются слабые места конструкции и тросы размещаются не по прямой, а с изгибом. После чего производится бетонирование каналов.
Проще говоря, заармировали, забетонировали – все стоит крепко.
Сейчас мы уже выставили ригели, на которые крепятся опорные части. Потом поставим продольные и поперечные демпферы. Поперечные обеспечивают сейсмические силы, а продольные – устойчивость при нагрузке от проезжающего транспорта. Затем мы армируем нижнюю сетку, делаем каналообразователи для тросов, устанавливаем пустотообразователи, для того, чтобы облегчить конструкцию. В заключение делаем поперечное армирование, верхнюю сетку и после этого бетонируем.
— Проектированием данной развязки занимались специалисты «Базиса»?
— В данном случае мы только строим. Заказчиком является КГУ «Управление автомобильных дорог города Алматы». Их задача была просчитать все параметры, необходимые для разгрузки потока машин и дать задание «Промтранспроекту».
— Какие сроки выделяются на строительство подобных объектов и сколько человек необходимо для выполнения задачи?
— Для возведения развязки такого уровня положено 29 месяцев. К сожалению, у нас была некоторая задержка начала строительства. Это было связано с тем, что на данном участке необходимо было осуществить снос жилых домов, а это работа акимата и она затянулась до сентября. По мере возможности мы, конечно, осуществляли производственные работы, такие как закладка путепровода и подпорных стенок. Разумеется, строительство идет в несколько этапов и для каждого необходимо разное количество рабочих и разные затраты.
В пик работ в 2014 году у нас насчитывалось порядка 210 человек. Сейчас мы по-прежнему работаем круглосуточно, в три смены.
Не обошлось и без форс-мажорных обстоятельств: нам помешали существующие городские сети. Дело в том, что мы хотели завершить строительство ливневой канализации до конца прошлого года и установить высоковольтную линию электропередачи. Нам это вовремя сделать не удалось, хотя это крайне необходимо для производства работ.
Несмотря ни на что, в 2015 году мы полностью завершим весь объект».
Приводятся в этой публикации и слова бригадира Марата Каржаубаева:
«- Сейчас мы вышли на третий этап. Выставляем опоры, возводим третий, верхний уровень проезжей части… В бригаде сейчас работают 80 человек. Среди них бетонщики, арматурщики, плотники. Со сроками мы не опоздаем. Весной и летом будет вестись активная работа. полностью завершить объект планируется в этом году. После завершения строительства обслуживанием объекта тоже будет заниматься «Базис».
— У ребят большой интерес к работе.
Эта развязка для нас третья, но с применяемой технологией мы сталкиваемся впервые. Кроме того, это трехуровневая система, в Казахстане до сих пор такие объекты не строились. Материалы, технология – все для них новое и потому интересное.
Конечно, поначалу у нас были сложности, нам казалось, что ничего не получится. Когда начинали устанавливать опоры, выставляли колонны, ригели, то
хотели вызвать сюда специалистов из Польши. Потом немного постарались и управились своими силами. Сейчас работа идет быстро и легко. Все трудности остались позади.
Сначала нужно обучить главный костяк из 10-12 человек. Когда полностью передаешь им все знания, остальные работники вливаются в команду и быстро осваивают все необходимое. Тонкостей в нашей работе много, но я бригадир с 30-летним стажем и могу сказать, что сейчас все просто замечательно».
На вопрос о том, будет ли «Базис» участвовать в строительстве 20 развязок, запланированных акиматом Алматы, ответственный Александр Гопиенко ответил:
«- У нас большой опыт и готовность работать. Если город будет нуждаться в нас как в строительной организации, мы с радостью возьмемся за дело.»