Агентство «Азия Иншуранс» создало аналоги сайтов крупнейших страховых компаний Казахстана и с их помощью заманивает водителей, продавая им автостраховки с накрученной незаконной комиссией. При этом в «Азия Иншуранс» не гнушаются врать о появившемся обязательном сборе со всех автовладельцев, поливать грязью отдельных страховщиков («Номад», «Цесна», «Казком») и навязывать водителям других («Нурполис»). Эксперты говорят прямо: это незаконная предпринимательская деятельность!
Каждый водитель раз в год обязан пройти обязательное страхование ответственности. Ловушка от «Азия Иншуранс» ждет тех, кто ищет страховщиков через Интернет — агентство очень умело продвигает свои подставные сайты таким образом, что в поисковики вроде Google выдают их самыми первыми. Неопытный интернет-пользователь почти наверняка попадает вот на такой сайт вместо искомого и, позвонив по указанному телефону, начинает слушать сказки от операторов «Азия Иншуранс»: «Мы всех объединили! И все водители теперь платят комиссию, вы разве не знали?»
Сайт оформлен так, чтобы не вызвать у водителя подозрений: знакомый товарный знак, телефон диспетчера крупным шрифтом, а на том конце провода говорят заготовленную незаконченную фразу: «Страховая компания, добрый день…» Увы, говорит это не сотрудник страховой организации, а работник call-центра «Азия Иншуранс», которому без разницы, звонит ли водитель в «Казком полис» или «Номад».
И вот тут начинается самое интересное — черный пиар, введение в заблуждение и обман. Представляем вашему вниманию выдержки из диалога с менеджером «Азия Иншуранс»:
— Здравствуйте, я ваша постоянная клиентка, у меня страховка закончилась. Я бы хотела, чтобы мне страховку сегодня привезли.
— ИИН можете продиктовать? «Митсубиси» у вас, да? 16 900 у вас плюс комиссия.
— Что за комиссия?
— Ну, комиссия сейчас в страховых компаниях… у вас будут скидки от 15 до 30% на автомойку, эвакуатор, техосмотр, шиномонтажные работы, СТО…
— Понятно. Можно меня лишить всех этих привилегий и не брать с меня комиссию? Просто, чтобы страховка была дешевле.
— Лишить комиссии невозможно.
— Раньше не было никаких комиссий…
— Ну, это раньше, сейчас в каждой компании есть комиссия. Где-то 100 тенге, где-то 500 тенге, в зависимости от компании.
— Вы можете мне объяснить, за что эта комиссия?
— За обслуживание.
— Какое еще обслуживание, если я ваш постоянный клиент?
— Ну, вот там дали такое постановление, даже кто уже 10 лет страхуется, мы все равно берем комиссию. Я не сама придумала, я сама должна в кассу сдавать. Только если я со своего кармана заплачу 100 тенге за вас…
— Подождите, дело не в 100 тенге, дело в принципе. Не было никаких комиссий, а тут бах — появились, мало сборов, что ли вам? У меня 12 лет безаварийной езды, вам мало этого, да?
— Ну, видите, это не я придумала эти правила. Я бы отменила эти правила.
— А кто придумал? Это руководство вашей компании или Нацбанка?
— В каждой компании, вне зависимости…
Комиссия в 100 тенге — кому-то деньги, кому-то нет. Я заказала полис «Сентрас Иншуранс» и… мне привезли полис совершенно другой компании — «Нурполис»! При этом курьер не предоставил никакого фискального чека за комиссию — курьер просто положил деньги в карман и был таков. На претензии по поводу подмены страховой компании в сall-центре, куда я тут же позвонила, заметили: «Мы предложили вам то, что выгоднее для вас. Он чуть ли не первый в рейтинге!»
Когда я попыталась узнать, почему мне впарили именно «Нурполис», несмотря на то что я четко объяснила, что хочу, «азиаты» просто начали поливать по-черному другие страховые компании:
— А я просила страховку «Сентрас Иншуранс», но вы мне предложили какой-то «Нурполис»…
— …Здесь условия намного лучше, чем в компании «Сентрас Иншуранс». Компания сама лучше, чем «Сентрас Иншуранс».
— Вы мне полчаса назад сказали, что «Нурполис» чуть ли не первый в рейтинге. Я на вашем сайте вижу, что они на предпоследнем месте.
— Это не рейтинг именно страховых компаний самих, а это народный рейтинг. Просто очень многие уже на протяжении 5-6 лет страхуются, допустим, в «Номаде», так как у них, допустим, реклама везде, но это не показатель, потому что
у «Номада» в прошлом году отняли КАСКО.
— Как это? На вашем сайте написано — «Номад Иншуранс» — КАСКО на 60 тысяч тенге…
— Ну, это старые данные. В феврале месяце 2014 года у них отняли КАСКО.
— Вы не правы — я позвонила по телефону «Сентрас Иншуранс», а вы дали мне полис «Нурполиса»…
— …По народному рейтингу на первом месте идет «Номад», потому что очень многие люди год назад, два, три года назад, большинство людей, но когда появились компании более лучше, лучшего качества, лучшего предоставления услуг, лучшие, более выгодные и надежные, и они появились на рынке. Сейчас «Номад» не находится на первом месте, потому что, во-первых, у них отняли КАСКО 60 тысяч, во-вторых, они не прикреплены ни к какому банку…
— Понятно, хорошо, вот смотрите, давайте так ситуацию разберем. Я вам позвонила по телефону 391-22-44…
— Это наши контакты.
— Понятно, но закреплено на вашем же сайте за компанией «Сентрас Иншуранс». В Google, если забить в поисковик «Сентрас Иншуранс», вы стоите на первом месте, то есть это уже обман потребителя идет. Я хочу попасть на сайт «Сентрас Иншуранс», а попадаю к вам, понимаете? Ладно, это мы прошли. Но если я позвонила насчет «Сентрас Иншуранс», чего ж вы мне «Нурполис»-то привезли?
— Потому что мы вам еще раз говорим: мы вам более выгодный вариант сделали.
— Подождите, у «Цесна Гарант» такой же вариант?
— Там идет КАСКО на 60 тысяч, как у «Нурполис»,
но у «Цесна» комиссия — 2 тысячи,
то есть к вашему полису, сколько он там стоит, плюс вы еще оплачиваете две тысячи. Мы вам сделали без доплаты! Там не 100 тенге, 2 тысячи тенге комиссия идет. Мы сделали более выгодный вариант.
— Хорошо, скажите тогда, у них комиссия две тысячи, у «Нурполиса» — 100 тенге. Эту комиссию, получается, взвалили на плечи тех, кто страхует свою ГПО, правильно?
— Клиент выбирает, что он хочет…
— Почему не написано, что в страховку входит комиссия, которая взимается в обязательном порядке? Почему у вас на сайте этого нет?
— Во-первых, эту комиссию внесли недавно.
— Когда недавно?
— Ну, недавно это внесли, наверное, месяц назад…
— Скажите, у «Цесна Гаранта» самая дорогая комиссия?
— Две тысячи, и «Казком полис» — 2500 идет.
В самом «Нурполисе», естественно, никто не знает, что от имени их компании автовладельцам навязывают страховки обманом. Вряд ли и «Казком» и «Цесна» знают о том, что они хуже «Нурполиса».
Самым, пожалуй, интересным оказался диалог с заместителем директора «Азия Иншуранс» Рамилем Айсаровым, телефон которого мы нашли окольными путями, ибо на персональном сайте агентства контактов начальства нет.
— Рамиль, ваша компания вчера обманным путем впарила мне полис не той компании, которую я хотела.
— Впарила вам полис?
— Да-да, именно так, я называю вещи своими именами. Я искала контакты «Сентрас Иншуранс», вышла на ваш сайт, набрала номер телефона, и в итоге ваши сотрудники привезли мне «Нурполис». С меня сняли комиссию — 100 тенге… Ваша компания за счет вот такого нечестного поведения зарабатывает. Далее, ваши работники говорят: «Да этот ваш «Сентрас»… не надо в нем страховаться!» Это недобросовестная конкуренция.
— Это неправильно, я согласен.
— На основании чего вы снимаете комиссию с людей? Почему навязываете «Нурполис»?
— По поводу комиссии — это комиссия нашей компании за обслуживание клиентов. По поводу «Нурполиса» и того, что наши менеджеры как бы угнетают другие компании, понижают, черный пиар, это я разберусь, я узнаю, кто вам выписывал, мы такого никогда не делали, у нас есть правило вообще такого не допускать. Я вас понимаю… Все комиссии — это комиссии нашей компании.
— Почему клиент «Казком полиса» за ваши услуги заплатит больше в 25 раз, чем в «Нурполисе»?
— Ну, там более защищенно будет, в «Казкоме», там вторая защита идет. Александра, мы предлагаем такие компании, которые сейчас, в данный момент входят в ТОП, которые сейчас восстанавливаются, начинают работать в полную силу. Все старые компании, которые вы сейчас называете, мы обычно их не предлагаем, так как мы предлагаем лучшее, потому что мы, получается, лицо, которое последнее с вами контактирует. И в случае чего-то: невыплат, неприезда аварийного комиссара, вы будете плохо думать о нашей компании. И чтобы такого не допускать, мы продаем вам то, что сейчас как раз скоро выйдет, выходит. Компания «Нурполис» сейчас как раз и раскручивается. Они сейчас улучшили свои качества. Мы не можем сейчас предложить вам «Сентрас», там может… Я ничего не говорю про них, но «Нурполис» — то, что мы уверены, то мы и продаем клиентам.
— Последний вопрос, Рамиль: вы действуете на основании лицензии? Откуда у вас доступ к базе персональных данных водителей?
— Доступ получают все агенты-посредники. Кто с кем сотрудничает, с какой компанией сотрудничаем, ну, доступ у всех есть. Вот так вам прямо скажу. Дизайн-система такая там.
— А как давно вы так работаете?
— Уже два года где-то работаем.
— То есть меня бог миловал, случайно я не попала к вам в прошлом году?
— Случайно, скорее всего. У вас то, что неправильно объяснили, это да. То, что не рассчитали, я сейчас разберусь, Александра, это неправильно, я согласен.
Страховой омбудсмен Виталий Веревкин сразу указал на все нарушения, допущенные агентством «Азия Иншуранс»:
— В законе стоит четкое указание — страхователь свободен в выборе страховщика. Если вам дали полис другой компании, это прямое нарушение прав потребителя.
Брать агентскую комиссию, даже сто тенге, такие посредники не имеют права.
Законом о страховании ГПО не предусмотрены никакие дополнительные комиссии с клиента. Мало того, законом о страховой деятельности предусмотрено ограничение на размер агентской комиссии. Если это юрлицо, то это 15% от суммы страховой премии. Но эту сумму платит страховая организация.
Если с вас агентство берет какие-то дополнительные платы, то это называется незаконная предпринимательская деятельность.
И за это вообще можно приостановить деятельность компании сроком до 3 лет.
Но это еще не все. Выяснилось, что компания «Сентрас Иншуранс» еще в январе 2015 года расторгла договор с агентством «Азия Иншуранс». Однако агентство продолжает отвечать на телефонные звонки от имени «Сентрас Иншуранс», используя их логотип. Это объясняет, почему диспетчеры «Азия Иншуранс» негативно отзываются об этой страховой компании.
Еще мы выяснили, что, собирая комиссию с водителей в размере от 100 до 2,5 тысячи тенге, агентство «наваривается» дважды, ведь сами страховые компании платят им так называемые «агентские». Какими суммами ворочают в «Азия Иншуранс», посчитать вряд ли удастся даже налоговым органам, ведь кассового чека клиентам они не дают.
Странно, что их деятельностью государственные мытари до сих пор не заинтересовались, хотя в таком режиме агентство работает уже, как сказал заместитель директора Рамиль Айсаров, два года — и очень похоже, что делает это, нарушая права потребителей, скрывая доходы и занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью.