Сколько людских жизней спас кинорежиссер и сценарист Аскар Бисембин — не сосчитать! Спас одним волевым решением: «Хоть я на врача и выучился, но работать им не буду!» Некоторые говорят, что он также умеет продлевать жизнь смехом — его комедия «Свадьба на троих» народу понравилась. И раз так — мы решили задать ему несколько каверзных вопросов.
— Я записала твою биографию. Родился 10 мая 1979 года. Закончил мединститут, специальность — «психиатр-нарколог». Пугает. Сейчас обсудим. В КВН играл с шестнадцати лет. В 2011 году уехал в Америку. Получил степень магистра по режиссуре. Женат с 2005 года. Захомутали? Ладно. С кем не бывает? Жена закончила Нью-Йоркскую академию по специальности «продюсирование». Одного поля ягодки: ты — режиссер, она – продюсер. Давай о фильме. Что за кино такое «Свадьба на троих»?
— История о том, как два друга посещают одну девушку. Помогают друг другу. Но в процессе воровства непонятно — с кем из них осталась девушка и кто на ней женится.
— Оставим интригу.
— Вечный вопрос: кому достанется девушка? С этим вопросом давайте и пойдем в кинотеатр.
— Ты – врач по образованию. И вдруг снимаешь кино. Это попытка реализовать в себе кавээнщика или не потянул клятву Гиппократа? Или осознал, что еще не все сказал человечеству: такое: «Я – всем смертным»?
— Примеров, когда врачи становились режиссерами, много. Самый яркий – это Юлий Гусман. Заповедь клятвы Гиппократа – не навреди. Закончив медицинский, я понял, что спасу много жизней, если не стану врачом. Если о кавээнщике, то он неистребимый.
— То есть кавээнщик живет в тебе.
— Живет, процветает, развивается. У него своя лига в моей голове. Режиссура всегда мне нравилась. И это логический переход, потому что КВН – это актерское мастерство, сценарное мастерство. Постановка шутки на сцене – это режиссура. Хочется больше. Поэтому многие кавээнщики хотят снимать кино.
— Ты учился в Америке. А что, на родине не знают, как снимать кино? Есть у нас профессионалы?
— Конечно, есть. Много. Я захотел учиться в Америке, потому что там система.
— А американская система здесь проканает?
— Сняли же кино. Значит, проканает. У американцев есть чему поучиться. Это стереотип, что американцы глупые и ничего не понимают.
— Сегодня многие снимают кино. Ты подошел к этому профессионально. А как правило, есть акша, забашлял, и алга — кино! Как ты думаешь, кино – это хобби или легкий хлеб?
— В моем случае хотелось бы, чтобы и то и другое. На самом деле все не так просто. Но когда занимаешься любимым делом…
— …на мелочи не обращаешь внимания.
— Бабуль, деньги – это не мелочь. Будем говорить о деньгах.
— Первый враг денег – это жена. С женой легко работать?
— С женой классно работать.
— Но она же все контролирует: шаг вправо, шаг влево – хана.
— Вы ответили на вопрос. Исторически жена всегда ищет заначку. А знаете, как интересно, когда жена ищет заначку у всей съемочной группы? Находит — и в дом. Это очень удобно.
— Как зовут жену?
— У нее удивительное имя – Баян. Будете смеяться, но есть много успешных проектов, когда муж и жена работают вместе. Есть такой режиссер Ридли Скотт, он снял «Гладиатора». У него жена – продюсер. А Кристофер Нолан, снявший «Начало», тоже жена – продюсер. А эти проекты приносят миллиарды. Это хороший знак. Поэтому мы работаем вместе.
— С обманом сталкивался? Когда кидали внаглую?
— Ой, ты мне на больную мозоль наступила. Есть принципиальная разница, когда ты работаешь в Америке и работаешь здесь. У нас много толковых ребят, но попадаются такие, с кем я больше работать не буду. Обойдемся без имен. Но это опыт. Это было неизбежно, учитывая факт, что мы первый раз снимали в Казахстане.
— А Нуртас что там делает?
— Нуртас Адамбаев, Даурен Адамкулов и Аружан Жузельбекова – очень хорошие актеры. У Даурена это был дебют. Думаю, что я открыл большую звезду, хотя у него был опыт в кино. Здесь он и пороху понюхал, и сам взрывал.
— А о чем бы ты еще снял фильм, кроме любви?
— Любовь на 70-80% превалирует в любом фильме. Даже в фильме ужасов. Кстати, и это хочется попробовать. Как на фуршете, хочется попробовать все. Через пару месяцев, даст бог, я буду снимать драму. Как говорит мой друг: слезу коленом вышибать будем. Потом хотелось бы попробовать фильм ужасов. Есть интересные задумки.
— Безумству храбрых поем мы песню. А в тебе есть такой агашка: жену погонять, хай-вай устроить?
— Есть. Но это не принцип агашки. Агашка – это решение любого вопроса одним телефонным звонком. А так — для динамики, чтобы не было застоя крови в нижней части тела, могу погонять. И жена может погонять.
— А почему бы тебе с твоим опытом не поднять КВН?
— КВН – это самодеятельность. Его можно любить. Как говорит Александр Масляков, КВН – образ мышления. Необязательно играть в него постоянно. КВН-ом можно думать. Такая дополнительная борозда в голове. КВН – это самодеятельность. Люди в него приходят и уходят. Но уходят изменившимися.
— А какой ты муж и отец: у тебя дочка семи лет и сын-малыш?
— Меня пугает, что вы об этом знаете.
— Творческие люди они…
— Нет. Я абсолютно адекватный. Люди пока острые предметы от меня не прячут. А хороший муж и отец – это время. Самое печальное, что в сутках всего 24 часа. Бывает, что мы с дочей не видим друг друга по несколько дней, живя в одной квартире.
— Большая квартира.
— И это тоже. Она на третьем этаже, а я на седьмом. Лифтов — 4. А телефонов — 7. Отдельная электростанция работает для мобильных, не всегда справляется. А если по чесноку, то очень жаль, что мало времени уделяю семье. С годами это ощущается острее. Один старый бизнесмен, очень крутой, перебирал семейные фото и на мой вопрос: «Что вы делаете?» — он ответил: «Постареешь – поймешь».
— Пока не постарел, скажи: ты ведь придерживаешься какой-то диеты, решил похудеть, помолодеть? Хлеб вообще не ешь?
— Стараюсь. Одного великого режиссера спросили: «Что нужно, чтобы быть великим режиссером?» Он сказал простую фразу: «Бычье здоровье». Надо похудеть. Сижу на диете.
— Вопрос от читателей: «Вы, прежде чем снимать свои фантазии в кино, думаете, чего хочет зритель? Если – да, то чего хочет зритель?»
— Думаю. Я со зрителем на одной волне. Хуже, когда ты даешь зрителю то, что он хочет, но сам от этого удовольствия не получаешь. На сегодня статистика такова, что людям нужны комедии. Нужно хорошее настроение. Хороший боевик – тоже разумно. Но комедии нужны больше.
— Заставить улыбаться, наверное, сложнее, чем плакать?
— Конечно. Когда снимают комедии, думают: «Вот наш главбух знает 4 анекдота, воткните в сценарий». И все. Люди не понимают, что есть целая структура, формат юмора. Он бывает разный – добрый, светлый, черный, пошлый. Если ты делаешь семейную комедию, то это сложнее. Потому что она должна быть удобна для всей семьи. Не закрывать глаза ребенку. Насмешить людей по-доброму – очень сложно.
— Еще вопрос от читателя: » Аскар, ты снял фильм. Обычно на деньги покупают машины, раздают долги, платят за квартиру, свет и газ. А на что живут режиссеры?»
— Скоро узнаю. Приду к тебе через несколько месяцев. Похудею на диете.
— Вопрос. Есть такой шоумен Гарик Мартиросян. Он тоже врач-психиатр. Проводишь какую-нибудь параллель с ним?
— Надеюсь, провести в будущем только финансовую параллель. Я смотрю его проекты. Он невероятно одаренный, талантливый. Человек-галактика. Он говорит на 4 языках, играет на 7 инструментах. Энциклопедически хорошо подкован. Он врач, хорошо разбирающийся в медицине. Хотелось бы приблизиться к его параллели.
— Я вас обязательно познакомлю. И тогда его отзывы о тебе будут не хуже.