Оказывается, предприниматели Казахстана не хотят оплачивать начальству Нацпалаты предпринимателей (НПП) роскошную жизнь: в 2014 году доходы НПП составили не запланированные 14 миллиардов тенге, а только 8,2 млрд. В связи с чем бизнес-объединению пришлось включить эконом-режим.
После нашумевшего материала о шикарной жизни главной ассоциации предпринимателей, НПП ответила на вопросы нашей редакции о своих доходах и расходах за прошлый год, а также о прогнозируемом бюджете на 2015-й. Видимо, чересчур резкая критика общества по поводу баснословных трат общественного объединения, живущего за счет членских взносов, оказалась более чем убедительной: раскрыты данные о бюджете, которые входят в перечень информации, составляющей служебную и коммерческую тайну.
В общем, как сообщила редакции директор департамента по связям с общественностью НПП Юлия Валиахметова:
Получается,
финансовые запросы НПП в 2014-м пришлось урезать на 54 процента.
Разница между фактическими доходами и расходами, по информации НПП, направлена на финансирование текущей деятельности палаты.
Все расходы осуществляются по минимальной потребности, необходимой для выполнения функционала. При этом в НПП не предусмотрено никаких бонусов, премий, медицинских страховок и прочих выплат подобного характера.
Мы не спрашивали, а представители общественного объединения ничего не сообщили о размере зарплат сотрудников НПП. Напомним, что, судя по официальным документам НПП, ее руководство в месяц зарабатывает от 750 до 775 тысяч тенге. В этой связи какие-то дополнительные прибавки к жалованью в виде бонусов и премий, как нам думается, стали бы очередным раздражителем для и без того накрученного предпринимательского сообщества.
Почему в НПП не сошлись ожидания и реальность? Потому что изначально планировалось собрать членские взносы с 60% предпринимателей, а на деле заплатили только 39,8%.
«По статистическим данным, в Казахстане насчитывается около миллиона субъектов предпринимательства, — говорится в ответе НПП на запрос редакции. — Из них 98% освобождены от уплаты взносов до 2019 года, а остальные 2% субъектов являются плательщиками членских взносов. В Национальную палату за 2014 год поступили обязательные членские взносы на общую сумму 8,2 млрд тенге, в том числе: 6,2 млрд тенге от субъектов предпринимательства с совокупным годовым доходом свыше 2,6 млрд тенге за 2013 год (75% от общей суммы); 2 млрд тенге от субъектов предпринимательства с совокупным годовым доходом свыше 103 млн тенге, но менее 2,6 млрд тенге за 2013 год (25% от общей суммы).
Очень любопытным нам показался ответ представителя НПП на вопрос: финансируется ли НПП из республиканского бюджета, и если да, то в каком размере и с какого времени?
«В соответствие с Законом РК «О Национальной палате Республики Казахстан» НПП осуществляет функции оператора нефинансовой поддержки физических лиц, претендующих на занятие предпринимательской деятельностью, и субъектов предпринимательства, включая сервисную поддержку предпринимателей, предусмотренные документами Системы государственного планирования Республики Казахстан. Так, в 2014 году в соответствие с программой «Дорожная карта бизнеса – 2020» Региональными палатами предпринимателей была оказана нефинансовая поддержка (сервисные услуги) более 15 тысяч действующим и желающим стать предпринимателями по нескольким видам услуг (бухгалтерия, налоговый учет, составление статотчетности, таможенные процедуры, консультирование и полное сопровождение по внедрению систем менеджмента, юридические услуги и так далее).
Для предпринимателей услуга оказывалась за счет средств республиканского бюджета в сумме 1,6 млрд тенге. Указанные средства имеют строго целевое назначение (выделено в тексте НПП. — Ред.)».
В НПП уверяют, что основные затраты пришлись на фонд оплаты труда сотрудников, аренду офиса, возврат займов и временно-возвратной финансовой помощи, услуги сторонних организаций, в том числе PR-мероприятия, приобретение мебели и организационной техники, канцелярские товары, баннеры, имиджевую продукцию, почту, связь, интернет, банковские расходы, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя и командировочные расходы.
При этом фактические расходы Нацпалаты по командировкам составили не 300 млн тенге, как планировалось, а 39 млн тенге.
«Из них треть — зарубежные поездки (Москва, Минск, Казань), обусловленные необходимостью отработки вопросов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийский экономический союз). Для сведения, НПП внесла 120 замечаний в проект договора о Едином экономическом союзе. 90% наших поправок вошли в итоговый документ», — утверждают в НПП.
Что ж, раз удалось внушительно сэкономить на поездках, значит, могут, когда хотят.
— НПП имеет 202 филиала РПП в регионах страны. В каких именно населенных пунктах действуют филиалы? — спрашивали мы.
— В целях максимального охвата предпринимателей Казахстана для оказания сервисных услуг и представительства Национальной палаты даже в отдаленных районах в 2013-2015 гг. было запланировано открытие 198 филиалов региональных палат: 160 филиалов в районных центрах, 13 филиалов в районах городов (8 – в Алматы, 4 – в Шымкенте, 1 – в Караганде), 23 филиала в городах областного значения, не являющихся ни районными, ни областными центрами, 2 – в городах районного значения, не являющихся районными центрами с населением более 10 тыс. человек (г. Эмба, население более 10 тыс. человек, Актюбинская обл., Мугалжарский район и г.Шу, население более 35 тыс. человек, Жамбылская обл., Шуский район). В настоящий момент Национальной палатой предпринимателей открыто 190 филиалов.
Нашлось объяснение и тому, зачем НПП арендует громадный офис в комплексе «Изумрудный квартал» площадью 5,5 тыс. квадратных метров:
«Национальная палата предпринимателей «Атамекен» — это почти 1 миллион членов. При Палате созданы 16 отраслевых комитетов, в которых аккредитовано 116 отраслевых ассоциаций (с общей членской базой 7500 членов). Также действуют 4 совета: по защите прав предпринимателей, по противодействую коррупции и теневой экономике, совет по развитию молодежного предпринимательства, совет деловых женщин. По итогам прошлого года центральный офис НПП РК посетили более 25 тысяч человек. Аренда офисного помещения обусловлена отсутствием у Национальной палаты собственного здания. Расходы на аренду служебных площадей рассчитаны на основе усредненных показателей норм площадей для размещения аппарата государственных органов и норм площадей национальных компаний», — говорится в письме НПП в редакцию.
«Значительную долю в арендуемой площади Национальной палаты составляют конференц-залы»
В центральном офисе действует единый call-center, на который поступило более 23 тысяч звонков. За помощью по линии защиты бизнеса по итогам прошлого года обратились 5100 предпринимателей — вопросы 1700 бизнесменов решены положительно, отменены штрафы и пени предпринимателям на сумму свыше 8,4 млрд тенге.
Нашлось объяснение и займам НПП, за которые в 2014 году было перечислено 700 млн тенге.
«Ввиду отсутствия источников финансирования в 2013 году Национальная палата привлекла краткосрочную возвратную финансовую помощь у крупных компаний страны, которую полностью погасила в 2014 году, — сообщает НПП. — Таким образом Национальная палата возвратила займы и не имеет других долгов».
То есть в 2015-м такой статьи расходов уже не будет. Впрочем, откуда бы ей взяться, если в текущем году в НПП планируют собрать с предпринимателей на 2 млрд тенге меньше, чем в прошлом, — 6,2 млрд тенге, хотя в бизнес-ассоциации рассчитывают на 60-процентную собираемость. Столь существенная разница объясняется тем, что в 2015-м ставки НПП по членским взносам снизились.
И снова менеджменту бизнес-ассоциации придется обойтись без финансовых доплат в виде бонусов и премий.