Институт равных прав и равных возможностей Казахстана провел любопытное анкетирование среди школьников самой густонаселенной области страны — Южно-Казахстанской. Опрос проводился в Ордабасинском и Сайрамском районах и в городе Шымкенте.
Вообще-то анкетирование проводилось в рамках проекта «Проведение профилактических мероприятий по коррекции аутодеструктивного (суицидального) поведения», но ответы детей в возрасте от 10 до 14 лет (всего в опросе участвовало 200 учеников) оказались настолько обширными, что вполне могут составить совершенно новый опрос на тему «Довольны ли вы своей жизнью?».
Для начала детям задали вопрос «Согласны ли вы с тем, что в Казахстане детям живется хорошо?». Оказалось, что почти все опрошенные школьники (93%) довольны жизнью в стране.
Тогда вопрос был скорректирован: «Что вы понимаете под хорошей жизнью?». Если обратиться к ответу, то получилось, что
под хорошей жизнью в первую очередь дети понимают крепкое здоровье, на втором месте — любящих родителей, на третьем — хорошую школу.
Вместе с тем, в графе «другое» маленькие респонденты написали: «иманды болу», «уақытты тиімді пайдалану», «бақытыңды адаспай табу», «достық», «мектептен жақсы білім алу».
Треть детей под «хорошей жизнью» понимают «верных друзей» и «полноценное питание», 72 ребенка выбрали критерием нормальной жизни организованный досуг (спортивные секции, летние лагеря, дома отдыха, санатории), 48 детей — «возможность смотреть телевизор без ограничений». Характерно, что
доступ к интернету, как показатель хорошей жизни, был отмечен 104 школьниками
Еще один вопрос был вызван необходимостью выявления самоощущения респондентов в школьной и семейной среде, на улице и в общественных местах. Понятно, что наибольшее чувство довольства вызывает у детей семейное окружение (76%), затем следует материальное положение, и третьим по выбору является доступ к интернету (66%), хотя 37 детей не имеют доступа к интернету, а это составляет 18,5% опрошенных. «Данный факт не согласуется с тем, что провозглашают официальные источники, в которых утверждается стопроцентная обеспеченность школ интернетом. Также можно предположить, что данная ситуация усугубляется в сельских районах», — отмечают сотрудники Института равных прав и равных возможностей Казахстана.
Менее всего респонденты оказались довольными расположением школы (25%), а также своим материальным положением (22%). Казалось бы, материальное обеспечение не входит в сферу ответственности детей, однако их неудовлетворенность может говорить о том, что детям приходится участвовать в обсуждении своего материального статуса в школе, возможно в связи с поборами или дополнительными сборами на нужды, которые должны удовлетворяться в рамках государственного бюджетирования (известен случай суицида, совершенный школьницей по факту отсутствия у нее швейного набора для уроков по технологии).
Другой вопрос анкеты должен был актуализировать знания детей о своих правах. Понятно, что у школьников нет системы знаний по этому вопросу, и детские утверждения на самом деле не наполнены реальным содержанием. Тем не менее, их ответы достаточно показательны.
О праве на образование знают 147 школьников, что составляет 73,5% опрошенных; о праве на жизнь — 117 (58,5%). О гендерных правах информированы 8 респондентов (4%), а почти половина детей (42%) считает наиболее важным право на жилище.
Очень важным был вопрос анкеты «Вы довольны отношением к вам учителей в школе?». Здесь начались противоречия. В 174 (87%) случаях дети отметили, что учителя дружелюбны к ним. Вместе с тем 42 ребенка (21%) указали, что «учителя меня не понимают», а фактор доверия детей к учителю в опросе составил всего 47,5%. С другой стороны 88% опрошенных выбрали вариант ответа, указывающий на то, что учителя интересно преподают.
Один из вопросов анкеты касался психологической обстановки в разных местах пребывания школьников. Оказывается, наиболее спокойной дети выбрали школу – 67%, дом и семью — 66%. Среди одноклассников чувствуют себя спокойно 65% опрошенных.
Показатель «комфортная психологическая обстановка» отмечена «среди друзей» (39,5%), в развлекательных центрах (34,5%), а наименее комфортной по мнению детей бывает обстановка в спортивной секции (20%). Опасной обстановку дети назвали на улице (10,5%) и интернет-клубах (9,5%). Интересно, что музыкальную школу считают опасной 2 школьника…
Вопрос «Вы довольны качеством предоставления вам образовательных услуг?» позволил обнаружить следующее: то, что в школе приходится сдавать деньги, отметили 41,5% респондентов; питанием в школе недовольны 63% опрошенных, 44% опрошенных отметили, что в школе нет психолога, 15% школьникам неудобно расположение школы.
4% респондентов показали, что в школе старшеклассники вымогают деньги.
8,5% респондентов отметили отсутствие обеспеченности учебниками.
Еще один пункт опроса был сформулирован с целью выявления распределения времени школьниками в их повседневной жизни. Получилась следующая картина: наиболее длительным оказалось времяпрепровождение с родителями (72%). 54,5% отметили, что проводят более 4 часов в неделю с одноклассниками, 61,5% учеников проводят 1-2 часа в неделю в развлекательных парках и аттракционах. 63% респондентов находятся в интернете 1-2 часа в день, 9,5% опрошенных — 2-3 часа, 18,5% респондентов посвящают Всемирной сети 3-4 часа в день.
Отдельным вопросом стоит организация спортивного досуга школьников. Здесь результаты таковы: 1-2 часа в неделю в спортивные секции ходят только 34% опрошенных.
И, наконец, последний вопрос анкеты «К кому или куда вы могли бы обратиться в случае возникновения жалобы?» выявил следующие тенденции. К родителям обратятся 100% опрошенных, к учителям — 85,5%, к школьному психологу – 21%, к директору или завучу школы – 42%, к школьному инспектору – 19,5%, в инспекцию по делам несовершеннолетних – 6%, к министру образования – 2%.