Пока алматинская полиция расследует уголовное дело и проводятся несколько экспертиз, которые установят истинные причины обрушения строящейся транспортной развязки, мы выяснили, в какую копеечку обошлись казахстанским налогоплательщикам эксперименты корпорации «Базис».
Первые транши государственных денег на возведение очередного дорожного комплекса в Алматы пошли в 2013 году, когда Управление автомобильных дорог Алматы объявило тендер на разработку проектно-сметной документации. Конкурс состоялся, победитель получил 94,6 млн тенге. Правда, кто выиграл тот тендер, для нас пока остается загадкой — об этом в объявлении ничего не сказано.
Но начальник участка «Базиса» Александр Гопиенко в своем интервью в феврале 2015 года на вопрос «Кто занимался проектированием данной развязки?» недвусмысленно ответил: «В данном случае мы только строим. Заказчиком является КГУ «Управление автомобильных дорог города Алматы». Их задача была просчитать все параметры, необходимые для разгрузки потока машин и дать задание «Промтранспроекту».
Еще 27 апреля мы обратились к директору ТОО «Казахский ПромТрансПроект» Владимиру Головину по электронной почте, указанной на официальном сайте этой организации, однако никакого ответа на это письмо не последовало.
Конкурсов по выбору подрядчика для строительства развязки проведено было несколько. Есть объявления, в которых тендеры признаны не состоявшимися, так как принимать в них участие изъявила желание только корпорация «Базис». В любом случае, во всех лотах по строительству рухнувшей развязки, датированных концом 2013 года, фигурирует сумма в 17 млрд 763 млн тенге бюджетных денег. Причем эта сумма выделена на конкретную цель — работы по сооружению земляного полотна, основания автомобильной дороги. То есть непонятно, 17,7 миллиарда тенге — стоимость всей развязки или же только отдельного вида работ? Других объявлений, касающихся непосредственно возведения этого объекта, на сайте госзакупок мы не нашли.
Зная принцип финансирования глобальных строек в Казахстане, который сводится к поэтапному перечислению денег на счета подрядчика, скорее всего все эти миллиарды «Базис» в полном объеме еще не получил. На какую сумму понастроили то, что потом рухнуло, выяснит следствие.
Но есть еще одна любопытная деталь: больше 86 млн тенге все то же управление автомобильных дорог Алматы еще в октябре 2013 года заплатило за «услуги по осуществлению технического надзора за ходом строительства транспортной развязки на пересечении пр. Рыскулова — ул. Саина». Кто донадзирался за стройкой, пока она не рухнула, на сайте госзакупок, увы, не сообщается.