Умерить свои аппетиты автомобильным дилерам рекомендует депутат мажилиса Нурлан Жазылбеков. Комментируя LS возможный запрет на ввоз авто в Казахстан частными лицами, народный избранник подчеркнул, что необходимо учиться работать в условиях конкуренции, а не лоббировать интересы официальных перекупщиков.
«Однозначно, это лоббирование. Для этого есть другие механизмы регулирования. К сожалению, наши поставщики товаров привыкли — сразу завышают на 300%, потом делают к концу года 70%-ную скидку и, тем не менее, имеют большие доходы. Например, «Ниссан» скинул на 30%, но все же доходность у них не маленькая. Поэтому аппетиты надо умерить», — заявляет депутат.
По его словам, введение такого ограничения нарушает конституционные права казахстанцев. Он утверждает, что отечественным производителям, если те хотят быть популярными у покупателей, следует действовать «по ситуации рынка». «Какие-то надо делать выводы из своей деятельности. Столько лет выпускают наши отечественные машины? Почему бы какую-то часть не выпустить казахстанского содержания? Что, у нас нефтехимии нет, что ли? Те же сиденья или стеклопакеты? Надо потихоньку переходить, чтобы в будущем машина была полностью казахстанского содержания, тогда другое дело. А то, что привозят детали и здесь делают сборку, и нет ни одного казахстанского винтика, давать производителям такую возможность — я категорически против», — акцентирует мажилисмен.
Он подчеркнул, что правительство опоздало с мерами господдержки. Н. Жазылбеков считает, что льготные кредиты надо было выдавать еще осенью, тогда бы и не было потока авто из России. «Наши опомнились, когда все машины из России скупили, когда в приграничных районах ничего не осталось. Вот сейчас дают льготные кредиты под 4%. Это надо было делать раньше, предвидеть ситуацию осенью, и тогда надо было принимать такие действия. Тогда и господдержка будет. Большой поток капитала не ушел бы в Россию, а остался бы здесь, обновилось бы производство, машины бы реализовались», — уверен собеседник.
Депутат заверил, что при внесении такого законопроекта в парламент не будет голосовать за его принятие. «Однозначно нет, не буду поддерживать, если законопроект внесут в мажилис. Конечно, голосов у нас меньше и по некоторым позициям не хватает», — заявил народный избранник.
Против данной инициативы выступает другой депутат мажилиса Глеб Щегельский. «Мое видение таково, что это совсем неправильно. Ограничивать права и свободы человека нельзя. Почему надо запрещать? Есть другие методы, пошлины, НДС. Но запретить человеку будет неправильно», — уверен он.
В свою очередь мажилисмен Турсунбек Омурзаков считает несправедливым решать проблемы отечественных автопроизводителей за счет населения. «Ограничивать конкуренцию неправильно. Я свободный человек и могу купить за рубежом любой товар. И почему я должен платить за отечественного производителя, который делает дорогие товары и не может производить немецкие машины?» — недоумевает он.
На его взгляд, автозаводы можно поддержать иными мерами, теми же льготными кредитами. Но ограничение ввоза авто — это уже «перебор». «Наше общество растет, богатеет, зачем его ограничивать? Это неправильно — выводить автомобильные заводы за счет населения. Тогда мы все вынуждены будем покупать эти автомобили, но они мне не нравятся, хоть десять раз будь они отечественными!» — признается мажилисмен.
Он добавил, что также не будет голосовать за принятие подобного законопроекта. «Это будет не совсем правильный закон, если мы так будем делать. Я думаю, что не смогу голосовать за такой закон», — говорит депутат.
Напомним, в Казахстане обсуждают предложение ввести лицензирование автодилеров, которое может привести к запрету на ввоз автомобилей частными лицами.
По мнению главы Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, в условиях ограничения конкуренции лицензированные автодилеры смогут установить завышенные цены на автомобили. «Любые подобные действия, вне всякого сомнения, вызовут рост цен, что на руку официальным дилерам, которые привыкли почивать на лаврах и совершенно не хотят работать в условиях конкуренции, а также в очередной раз покажут казахстанскому потребителю, на кого работают наши чиновники», — считает он.