После того как наш северный сосед столкнулся с экономическими проблемами по ряду известных причин, и российский рубль упал по отношению к прежнему курсу почти вдвое, шопинг в России стал очень привлекателен для жителей Казахстана. Одни ездят в РФ за автомобилями, другие – за бытовой техникой, а третьи, кто живет в соседних областях, и просто за картошкой. А особенно выгодна вся эта история с антироссийскими санкциями и резко «похудевшим» рублем торговым компаниям из Казахстана. Отечественные трейдеры получили возможность зарабатывать сверхприбыли, совершенно не напрягаясь.
Сколько же можно сегодня заработать в Казахстане на различных товарах, приобретаемых в России по оптовым ценам? Начнем с популярного и очень востребованного в нашей стране продукта – бензина из РФ, ежегодный импорт которого, согласно отчетным данным Нацстатагентства, достигает порядка 35-40 процентов от всего объема потребляемого в стране автомобильного топлива. Последний раз правительство ограничивало цены на регулируемые марки автомобильного топлива (бензин АИ-92, АИ-80 и дизель) в январе. С тех пор наиболее массовый «девяносто второй» стоит на заправках республики не более 99 тенге за литр. Давайте попытаемся подсчитать, сколько можно заработать на поставках такого бензина, скажем, с Омского НПЗ в южный регион Казахстана – Алматы и Алматинскую область.
Будем исходить из того, что наш трейдер – это небольшая компания, а не крупная сеть АЗС, и она не имеет (как, скажем, сети «Helios» или «КазМунайГаз») прямых договоров с российским заводом на отгрузку топлива, закупая его у посредников – оптовых поставщиков в том же Омске. Цены российских оптовиков, как правило, на 5-7 процентов выше, чем у заводов, поэтому стоит иметь в виду, что прямые заводские поставки позволяют торговой сети заработать еще больше, чем мы увидим на нашем примере. Итак…
В феврале оптовые цены на наиболее массовые марки бензина в России, по данным «РИА Новости», находились на уровне 30 361 руб. за тонну АИ-92 и 32 740 руб. за тонну АИ-95. При этом, как отмечает агентство, цены в прошлом месяце снижались: тонна «девяносто второго» по сравнению с концом января стала дешевле на 238 рублей, «девяносто пятого» — на 724 рубля. Статистических данных за март пока еще нет, тем не менее, возможно, что на данный момент цены стали ниже. Во всяком случае, оптовые фирмы, торгующие бензином Омского НПЗ в сопредельных с Казахстаном регионах, сейчас предлагают бензин дешевле февральских цен в среднем на 350-500 рублей. Однако, ради чистоты оценок остановимся все же среднем уровне оптовых цен по России за февраль.
Прежде чем заняться несложными подсчетами, нужно знать, сколько литров в тонне бензина. За консультацией мы обратились в Институт химических наук имени А. Б. Бектурова. Как объясняют химики, бензин значительно (на 20-25 процентов) легче воды, но бензин бывает разный. Каждая конкретная марка имеет различные соотношения компонентов и потому весит по-разному. Для каждой марки бензина приняты отдельные коэффициенты для перевода тонн в литры, которые принятые на основе средней физической плотности конкретного топлива относительно плотности воды при +20 градусах. Так, для А-76 (А-80) коэффициент составляет 0,715, для АИ-92 и АИ-95 – 0,750, для АИ-98 – 0,84.
Соответственно, в одной тонне:
Зная эти соотношения, предлагаем читателю немного попрактиковаться в арифметике за третий класс средней школы.
На 14 марта средневзвешенный курс российского рубля в Казахстане составлял 3,02 тенге. 30 361 рубль за тонну АИ-92 — это 91 690 тенге в пересчете по курсу. В одной тонне бензина АИ-92 при +20 градусах – 1 333 литра. Получается, что без учета других расходов чистая стоимость одного литра российского «девяносто второго» для казахстанского трейдера составила: 91 960 т / 1 333 = 68,98 тенге. Это, отметим, цена приобретения топлива в России. Ввозя его в Казахстан, покупатель по законодательству должен еще оплатить в бюджет НДС – 12% от цены приобретения, или (считаем) 91 960 т / 100 * 12 = 11 035 тенге. Таким образом, с налогами стоимость тонны составит 91 960 + 11 035,2 = 102 995,2 тенге, соответственно, один литр с уплатой налога обойдется в 77,26 тенге. К этому, конечно, следует прибавить логистику – стоимость доставки и хранения. Если топливо доставляется по железной дороге, то при нынешнем тарифе НК КТЖ доставка одной тонны жидкого топлива из Омска в Алматы (включая услуги по перекачке в бензовоз) обойдется в 1140 тенге. К конечной стоимости одной завезенной тонны прибавляем расходы на логистику – 102 995,2 + 1 140 = 104 135,2 тенге, соответственно, стоимость одного литра АИ-92 с доставкой из Омска в Алматы составит 78,12 тенге. Также прибавим к этому операционные расходы розничной компании – транспортировка топлива до АЗС, расходы на содержание (свет, тепло, зарплаты персоналу). Согласно оценкам нашего источника в одной из сетей АЗС, максимальные затраты на доставку и реализацию одной тонны бензина составляют порядка 8 тыс. тенге, или 6 тенге на один литр. В итоге выходит: затрат на 85 тенге, при розничной цене в 99. Получается,
с каждой тонны российского АИ-92 розничная сеть в Казахстане зарабатывает чуть более 10%.
Не так много, вполне в пределах норм цивилизованного торгового бизнеса.
Однако это – АИ-92, бензин массового спроса, цены на который ограничиваются государством. Если же посмотреть на доходы от реализации «премиальных» марок топлива, таких как АИ-95 и АИ-98, то здесь складывается совсем иная картина. При идентичных «девяносто второму» физических показателях плотности АИ-95 (согласно оценкам Института химических наук, плотность обоих бензинов при +20 градусах относительно плотности воды составляет 0,75), тонна «девяносто пятого» — это те же 1 333 литра. При оптовой цене тонны «девяносто пятого» в РФ на уровне 32 740 руб. (или 98 874 тенге) расходы казахстанского трейдера на одну тонну составят: 98 874 тенге плюс НДС 12 % (11865 тенге), плюс транспортная логистика (1 140 тенге), плюс операционные расходы АЗС (8 000 тенге) – итого 119 879 тенге. Тогда как доход с одной тонны, при средней розничной цене АИ-95 в Алматы на уровне 149 тенге, составит 1 333 * 149 = 198 617 тенге.
Получается, на каждой тонне «премиального» бензина АИ-95 торговая компания заработала 78 738 тенге. Почти 40 процентов чистой маржи – согласитесь, весьма прибыльный бизнес!
С автомобилями, которые в России стоят якобы вдвое дешевле по сравнению с Казахстаном, как показывает практика, все не так однозначно. Около двух месяцев назад один из казахстанских автодилеров запустил рекламную акцию – «российские цены на авто». Поначалу ее восприняли со скепсисом. Однако практика показала, что дилер, работающий по схеме прямых поставок с «АвтоВАЗа», не врет. Если кому-нибудь в Алматы или, скажем, в Караганде приглянулась продукция российского автогиганта, то за «Ладой» совсем не обязательно ехать в Россию.
Для сравнения мы взяли два предложения – российского автодилера («ООО Элвис АКом», г. Саратов) и одного из алматинских дилеров, предлагающих те же «Лады» (бренд, во избежание рекламы, опустим). Выяснилось, что цены практически идентичны. В саратовском автосалоне «Лада Гранта» в комплектации «норма» предлагается за 363000 рублей (1 096 260 тенге по курсу на 14 марта), тогда как в алматинском салоне за «Гранту» в аналогичной комплектации просят 1 млн. 300 тыс. тенге. Разница, на первый взгляд, существенная. Но к российской цене следует еще прибавить 12-процентный НДС, который придется заплатить, если вы купили ту же «Ладу» в Саратове и пригнали ее в Казахстан. Вместе с НДС получается 1 227 811 тенге. То есть,
если бы казахстанский покупатель поехал в Саратов и купил машину там, то он «выгадал» бы по сравнению с ценой алматинского дилера всего около 70 тыс. тенге.
Разница весьма скромная, и ее вполне можно отнести на транспортные затраты. Более того: перегон машины из Саратова в Алматы, с затратами на ночлег, питание и бензин, обошелся бы скорее всего намного дороже.
Однако если вести речь не о «Ладе», а о чем-то более дорогом и престижном, то здесь на карте стоят уже совсем другие деньги. Если вам приглянулся, к примеру, современный немецкий кроссовер российской сборки (такой как «Опель Антара», собранный на заводе «Автотор» в Калининграде), то покупать его имеет смысл, скажем, в Москве или Омске, но никак не в Казахстане. Потому что
разница в цене на «Опель Антару» в Москве и в Алматы, где данную модель продает один из наших местных дилеров, составит… 1 млн. 270 тысяч тенге. Переплата – почти 40 %,
если конкретно отталкиваться от цены московского автосалона «Кунцево». В данном случае лучше потратить пару дней на поездку в РФ и перегон автомобиля в Казахстан, а также заплатить НДС, чем переплачивать.
Примечательно, что алматинский дилер, предлагающий те же машины, согласно некоторым инсайдерским данным, тоже закупает их у российского «Автотора», а не на головном производстве «Опеля» в германском Рюссельхайме. При последнем варианте, с учетом уровня ввозных пошлин в ТС на автомобили из стран дальнего зарубежья, предлагаемая салоном цена выглядела бы оправданно. Но в действительности дилер, очевидно, в полной мере использовал в своих интересах преимущества Таможенного союза и ЕЭП, продавая собранные в России авто по вполне европейской цене. В данном случае весь выигрыш от евразийской интеграции, который, по замыслу политиков, должны были бы ощущать потребители, ложится в карман торговой компании.
Аналогичная разница в ценах прослеживается и по другим маркам, продаваемым автодилерами в Казахстане. Так, скажем,
«Форд Фокус» той же российской сборки у алматинского дилера обойдется на 820 тыс. тенге дороже, чем если его покупать в российской сети автосалонов «Рольф». А «Тойота Камри 50» санкт-перетбургской сборки стоит в Алматы на 1,8 млн. тенге дороже почти по сравнению с российской ценой. Наконец, в абсолютном отрыве оказались автомобили «Ауди» и «Фольксваген» ряда популярных моделей: эти автомобили у казахстанского дилера стоят дороже, чем в России, на 2 – 2,5 миллиона тенге (премиальные, вроде VW Touareg или Audi А8 Lang, соответственно, на 3,5 – 4 млн. тенге).
Так что пока еще имеет смысл отправляться за автомобилями в Россию!
Не меньшие аппетиты и у розничных торговых сетей, где мы каждый день покупаем продукты к столу. Как сообщают наши источники в сфере оптовой торговли, за последние 2-3 месяца оптовые цены в Казахстане на продукты питания из РФ снизились в среднем на 20-25 процентов. Но выгоднее, как показывает практика, закупать товар непосредственно в России, что и делают многие крупные торговые сети, обладающие складскими мощностями.
Давайте посмотрим, сколько сегодня можно заработать на поставках, скажем, из Алтайского края в Астану, Караганду, Алматы российских колбас, майонеза и прочей снеди. На сайте барнаульского ООО «Торговый Дом Копейка.Ру», который занимается оптовой торговлей продуктами питания на территории Алтайского края, публикуется прайс-лист, согласно которому, скажем, майонез «Провансаль Оливковый» торговой марки «Ряба» (мягкий пакет 390 г) предлагается по 50,78 руб. (153,3 тенге) за упаковку. Если прибавить 12 процентов НДС, то получается, что цена без учета логистики для казахстанского дилера составит 171,6 тенге.
Дальше – самое интересное. Разброс розничных цен просто феноменальный. В магазинах Астаны, Кокшетау, Петропавловска (практически рядом) цена аналогичной пачки составляет 250 -280 тенге. А вот в одном из частных торговых центров на окраине Алматы (не будем, опять-таки, указывать где именно, дабы нас не упрекнули в недобросовестной рекламе) этот же майонез стоит… 195 тенге. То есть – маржа дилера вполне укладывается в стандартные 10 процентов, принятые в цивилизованном розничном ритейле. А буквально за несколько километров,
в супермаркете в центре Алматы такая же упаковка «Рябы» стоит уже 350 тенге (свыше 100% торговой надбавки).
Еще в одном, весьма престижном гастрономе южной столицы – и вовсе 440 (256 процентов «накрутки»). Классик когда-то сказал: «Нет предела совершенству». Этот же принцип в бизнесе сейчас активно насаждают госкомпании Казахстана. В моде модернизация, трансформация, переход к самым высоким глобальным стандартам. Однако в случае с торговыми сетями, как видим, пока работает иной принцип: нет предела коммерческим аппетитам.
Еще одна пользующая спросом в Казахстане позиция в прайс-листе барнаульской оптовой фирмы: окорочок куриный замороженный (производство — РФ, компания «Птицекомбинат»). Цена – 110 руб. (332,2 тенге) за 1 кг. Такие же окорочка в приграничных районах РФ на оптовых рынках можно приобрести дешевле – по 100 руб. (300 тенге). Очень интересно, что на некоторых рынках Алматы данный продукт в розничной продаже встречается буквально по цене российских оптовиков – он здесь стоит 330 тенге за килограмм. Говорят – «только что с поезда». Тогда как в торговых сетях тот же товар (куриные окорочка производства РФ) предлагаются по 600-670 тенге.
Огромный разброс цен показывают дешевые колбасы из России. Так, вареная колбаска «Чайная» (Черкизовский мясокомбинат) в Барнауле, Омске, Саратове предлагается в пересчете на тенге по цене 240-247 т/кг. В розничной сети в Астане, Караганде, Петропавловске цены в среднем на 100-150 тенге выше. Дешево! А в Алматы – опять-таки не поддающийся логическому объяснению разброс цен.
В одном из простеньких супермаркетов на окраине города эта колбаска продается всего по 336 тенге. В «брендовых» супермаркетах она же стоит уже 640.
Другая недорогая российская колбаска — «Телячья» — 550 тенге на окраине города, 870 – в центре.
И подобных, крайне любопытных для сравнения, позиций насчитываются десятки.
По большому счету, происходящее в казахстанском торговом бизнесе особого удивления не вызывает. У нас в Казахстане просто нет, да и никогда не было традиции, привычной для ритейла западных стран: удерживать торговые надбавки на уровне, который негласно принят всеми и является чем-то вроде общего профессионального стандарта. Будь то Walmart, Sam`s Club или Target в США, Edeka или Aldi в Германии, Leroy Merlin или Carrefour во Франции – любой уважающий себя цивилизованный ритейлер никогда не станет устанавливать «неприличные» надбавки даже на товары, поставщики которых откровенно демпингуют. Это – неэтично, несолидно. Это у них не принято.
В наших торговых сетях, по сути, выросших из «челночного» бизнеса лихих 1990-х, иные принципы и подходы. Возможно, все было бы не так, если бы в сфере ритейла было какое-то государственное регулирование, определяющее, скажем, предельный уровень торговых надбавок. Если бы были критерии, определяющие, при каких условиях ритейлер получает сверхприбыль. На наш взгляд, ввести такие критерии стоит уже давно. Внешне наш торговый бизнес уже давно окреп, переболел всеми «детскими болезнями» раннего капитализма. У него немаленькие активы. Сегодня он без особого напряжения строит огромные супермаркеты и торгово-развлекательные центры во всех городах страны.
Наш казахстанский ритейл давно уже нарастил жирок. И вместо того, чтобы позволять ему и дальше бесконтрольно наживаться на той же евразийской интеграции, неплохо бы сделать так, чтобы пользу от нее на своем кошельке могли ощутить миллионы простых казахстанцев.