Если вы хотите приобрести собаку, 100 раз подумайте. Если вы хотите вырастить из собаки бойцовскую, подумайте еще больше, это дело уголовно наказуемое. Только из-за нас они превращаются в убийц, в попрошаек или в ласковых и добрых друзей. Сегодня — люди о собаках в интервью с президентом Союза кинологов Казахстана Светланой Худайкуловой.
— Светлана, а не много ли у нас собак в городе?
— Возможно, много.
— Что значит «возможно»? Вы — президент Союза кинологов. Вы должны говорить: у нас в каждой семье должны быть собаки в трех поколениях.
— У нас сегодня в некоторых семьях по 3-4 собаки. А в некоторых собак нет. Я говорю «возможно», поскольку их никто не считал. Учет не ведется.
— Подождите. У нас в городе есть правила содержания собак и кошек. Приняты они в прошлом году городским маслихатом. И одно из условий – определенное количество собак и кошек. Потому что если в семьях, где много детей, 1-2 собаки, то у одиноких людей 30-50 кошек, 20 собак. И они живут в одной квартире.
— К сожалению, учета нет. Вести его практически невозможно.
— А какое разнообразие пород мы имеем?
— Более 60 пород в Казахстане.
— Я думаю, 61. Есть всеми любимая, многими охаиваемая порода — двортерьер. Я только вот проходил в студию через улицу Желтоксан, и там моя любимая свора собак опять стоит на перекрестке, опять пристает к прохожим, так как похолодало, и они всем заглядывают в сумки. К Союзу кинологов двортерьеры какое-то отношение имеют?
— Цель и задача нашей организации — не работа с бездомными собаками, а разведение племенных собак, воспитание молодежи. Но проблемы бездомных собак мы не обходим стороной. В силу возможностей помогаем приютам и пропагандируем среди наших членов эту проблему, пропагандируем обдуманное приобретение щенков и собак.
— Обдуманное приобретение. А люди приобретают бездумно?
— Бездумно и очень часто.
— Например?
— Праздники, дни рождения. Новый Год в Год Собаки. Через несколько месяцев после праздников армию бездомных животных пополнило некоторое количество собак, которые были подарены, как символ года. Потому что они хозяевам совсем не нужны.
— И теперь они бегают, породу потеряли. Кто вырос, кто сдох.
— Кто выжил. По статистике, только 3 % выброшенных из дому собак выживает.
— Сколько людей объединяет ваш союз?
— Алматинский филиал более 1500 людей. Это постоянные члены организации. Есть еще и кинологические клубы. Они работают с нами на договорных условиях. Там тоже свои члены.
— Вот эти 1500 людей сколько раз выступили в печати? Может, они посетили учебные заведения, где большое количество потенциальных покупателей? Чаще всего дети увидят у кого-то и просят собачку. Вы говорите «необдуманное приобретение». Пусть ваши люди идут и говорят: не приобретайте щенка, пока в вашем сердце не появится «не могу жить без собаки».
— Вы удивитесь, но 99 % заводчиков, разговаривая со своим потенциальным клиентом, спрашивают: «А зачем вам нужна собака?»
— Когда к нам в офис обращаются с желанием купить собаку я и наши сотрудники неоднократно спрашиваем: «Зачем? С какой целью?». И есть ряд случаев, когда мы отговариваем человека от покупки. Говорим: «Вам собака не нужна». Или объясняем, какая собака ему нужна. Так как здесь тоже есть разница.
— Говорят, что собачник всегда похож на своего питомца. Или наоборот. Смотрю на вас и думаю, какая же порода собаки у вас?
— Когда-то я любила доберманов, занималась ими. Сейчас в силу того, что я не могу уделять много времени собаке, а она требует много внимания, сейчас у меня есть 15-летняя дворняжка, как вы говорите — двортерьер, и 11-летняя немецкая овчарка. Это собаки для дома. Они не имеют выставочной карьеры, не используются как племенные. Собаки для дома, для души.
— Вот она ключевая фраза – собака для дома, для души. И нужно сильно задуматься прежде чем взять это четвероногое самое первое животное, которое приручил человек. Давайте вернемся к этим бездомным собакам, которые, к сожалению, нападают на людей. Мне уже стоит написать материал «Люди, вы зачем кормите на улице собак? Зачем плодите в своих подвалах кошек? Они же нападают на беззащитных детей в первую очередь». И сейчас уже поздно говорить о том, что это кто-то придумал. Есть такое чудо как Интернет, и там масса видео, как собака или кошка нападает на ребенка. Что будем делать с этими животными? Стоит мне об этом написать, как на меня обрушиваются кинологи — что Шупейкин себе позволяет? Он хочет уничтожить всех животных. Нет. Я призываю к цивилизованному сожительству с городскими животными. Вот вороны, галки, скворцы нам не мешают. Но собаки и кошки мешают. Даже если они не нападают, бабули во дворе выставляют пищевые отходы, они гниют, их никто не убирает, животные потом болеют, блохи и другое. Вы, как заводчики, а я понимаю, что это бизнес, вкладываете какие-нибудь деньги, чтобы этих двортерьеров было меньше?
— Вкладываем только по возможностям. Так как это не цель нашей организации. Есть специальные фонды, существующие для сбора средств и решения таких проблем. Мы поставляем корм в частные приюты. Но это не квартиры. А приюты с выделенной предназначенной для этого территорией. Там нет условий, которые хотелось бы видеть. Но это лучше, чем проживание 2-30 собак в одной квартире. Я это не приветствую. Потому что животные не должны мешать жить людям, которые любят или не любят собак. Не могут общаться с собаками из-за аллергии на собачью, кошачью шерсть. А сама проблема, я думаю, никогда не будет решена, пока городские власти не подойдут к ее решению гдобально.
— Вот вы опять открещиваетесь. Ваш бизнес…
— У нас не бизнес. Мы — некоммерческое общественное объединение.
— Заводчик предполагает продажу щенка.
— Заводчик – это частное лицо. Он купил собаку за свои деньги.
— Он ее продал.
— Он вкладывает в нее свои деньги. Он выставляет ее на выставках, смотрах, соревнованиях. Уверяю вас, заводчик вкладывает немалые деньги, чтобы получить допуск в племенное разведение, чтобы получать щенков. Потом он выращивает этих щенков, вкладывает в них средства. Вырастить 5-6 щенков достаточно дорого.
— А потом идет и говорит: Кому щенка? Кому щенка?
— Он продает этих щенков. Иногда одного щенка оставляет.
— Для развития бизнеса.
— Бизнесом это назвать сложно.
— Никакой прибыли?
— Почти нет.
— Вы говорите «заводчик». Мне представилась такая ферма, благоустроенная.
— Это, как правило, 1-2 собаки. А промышленных размеров у заводчиков нет?
— Есть 1-2 питомника с вольерами и достаточным количеством собак. А потом количество собак, щенков и количество персонала таково, что прибыльным бизнесом это не назовешь. Позволить себе такое занятие могут только богатые люди.
— И все-таки, если занятие приносит хоть какую-то прибыль, а вы сказали, что заводчик будет переубеждать покупателя брать собаку пока он не поймет, что животное нужно, но раз отдал собаку, то часть от полученной прибыли он должен заранее продумать для отчисления этим бездомным собакам, в числе которых завтра может оказаться его щенок.
— Такого механизма нет. Он не работает. И, я думаю, не будет работать, так как невозможно посчитать прибыль и убыль заводчика. Щенки болеют, погибают, получают вакцинацию. Заводчики больше вкладывают. Это не бизнес, это хобби. Если вы говорите о помощи, уверена, что любой заводчик и кинологический клуб, занимающийся разведением, оказывал бы помощь приютам, если бы они существовали, и мы знали бы, куда идут эти деньги. То есть, если бы были муниципальные приюты, как в России. Где приходят волонтеры, заводчики, просто люди. Помогают кормом, деньгами. Есть волонтеры, которые проводят социализацию собак. У нас аналогов нет. А правительство Москвы издало закон, что собаки, которые поступили в муниципальный приют, остаются там пожизненно или пока им не найдутся владельцы.
— А кто платит за приюты?
— Государство.
— У нас держателей собак и кошек менее 5 % от общего числа жителей города. Почему государство должно помогать этим 5 %, которые опять пойдут кормить бездомных кошек и собак, а они опять будут плодиться.
— Хочу сказать, что собак, выброшенных на улицу всего 1-2 % от общего количества бездомных собак. Все остальные собаки во 2-3 поколении родились и выросли на улице.
— Это уже дикие животные. Критикуйте меня, как угодно. Но дикие животные рядом с людьми быть не должны.
— Собака – не дикое животное. И в том, что она оказалась на улице и много плодится…
— Виновато государство.
— Виноват человек, а значит, государство.
— Тогда давайте бросим клич: «Все, кто любит собак, возьмите по одной собаке и одной кошке к себе домой!» Проблема будет решена.
— Уверяю вас, что у всех, кто держит породистую собаку, есть во дворе по одной и больше дворняжке.
— Скажите, есть ли смысл держать дома бойцовскую собаку?
— Понятие «бойцовская собака» вообще не существует. Это придумали люди. Такой собакой может стать любая крупная собака, служебная собака, которая умеет кусать в силу своего характера и физических возможностей.
— Есть ли у нас собачьи бои?
— Негласно существуют. Закон о жестоком обращении с животными запрещает такие бои.
— Это относится к жестокому обращению?
— Люди называют это — проверкой бойцовских качеств. Я считаю это ложью. Это прикрытие удовлетворения своих низменных инстинктов. Только для этого организуются бои. Никогда человек, который любит свою собаку, не бросит ее в бой.
— Ее же могут просто порвать. Тут все решают деньги.
— Я знаю, что ставят даже машины.
— Мы же можем обратиться сейчас к согражданам. Если вы знаете, видели подобное, сообщите в полицию. Нарушается закон РК.
— Я считаю это долгом каждого человека – сообщить в правоохранительные органы. Это насилие видят дети, подростки. Для цивилизованного общества это неприемлемо.
— Выводы. Если вы хотите приобрести собаку, 100 раз подумайте. Если вы хотите вырастить из собаки бойцовскую, подумайте еще больше, это дело уголовно наказуемое. Только из-за нас они превращаются в убийц, в попрошаек или в ласковых и добрых друзей.