Некоторые думают, что служба в армии из почетной обязанности превратилась в неприятную повинность и призывники всеми правдами и неправдами стараются ее избежать. Другие, наоборот, рассказывают, что за возможность отслужить кто-то готов даже заплатить деньги. Третьи утверждают, что армия сейчас — клуб по интересам: хочешь — служишь, не хочешь — не надо, никто и не вспомнит. На самом деле в армии, как и прежде, юноши, достигшие призывного возраста и не имеющие медицинских противопоказаний, служить обязаны. Правда, кое-какие изменения в Вооруженных силах все же есть.
К уголовной или административной ответственности будут привлекаться призывники, «косящие» от армии. Об этом в Астане на собрании со студентами политехнического колледжа рассказал полковник Бахтияр Пернебеков. Строгость наказания будет зависеть от степени уклонения и изощренности методов, к которым будут прибегать молодые люди. Привлечь могут даже тех, кто просто проигнорирует военную медицинскую комиссию.
С другой стороны, в армию теперь забирают далеко не всех. Появление программы контрактной службы и уменьшение численности армии сделали свое дело. В итоге служить забирают физически развитых, образованных, психологически устойчивых юношей. Остальные же получают отсрочку. Сейчас важно качество, а не количество, говорят военнослужащие. Армия должна быть компактная, хорошо вооруженная и обученная.
— Мы отбираем лучших из лучших, смотрим на физически развитых молодых людей, чтоб их специальность и образование соответствовали тем воинским частям, которые мы комплектуем, — рассказывает Гани Артыков, полковник. — Также важна морально-психологическая подготовленность призывника. Понимаете, есть такие специальности, которые в войсках в 100 раз нужнее будут, чем на гражданке. А парней со средним образованием мы отправляем служить в части с учебными центрами. Но предпочтительней сейчас солдат с образованием. И если в военкомате перед офицером будет стоять 10 призывников на выбор, он выберет того, кто ему по специальности подойдет.
— А лучшие из лучших хотят идти в армию?
— Ну если кто-то не хочет или не может идти в армию на целый год, есть альтернатива – после 22-х лет они могут обучаться в военно-технических школах 40 суток. Это законом предусмотрено. Пусть приходят. Главная цель – создать военно-обученный резерв.
— А зачем уклоняться, если есть возможность прохождения альтернативной службы?
— Во-первых, критерий возраста – 22 года. Плюс там есть ограничение по количеству. Но если призывники туда хотят, мы сколько можем – отправляем, если нет возможности их там расположить – оставляем на следующий курс. Мы готовим потоки. Есть те ребята, кому летом никак нельзя сорваться на эту подготовку – они уходят обычно зимой. Главное, чтобы они пришли в местный орган военного управления, написали заявление, зафиксировали все, прошли медицинскую комиссию и подтвердили свою годность. И все — сидят ждут своего времени, если надо, мы их отправим в декабре. Это их право.
— И тем не менее, армии юноши по-прежнему стараются избегат.
— Некоторые не хотят идти в армию, потому что боятся. Вы посмотрите — родители сейчас чересчур опекают своих детей: «туда не ходи, сюда не ходи». Ребенка надо отвезти в школу на машине, забрать на машине. Пешком 2 квартала пройти не могут. Такими темпами к моменту окончания средней школы в них будет заложен страх социума, отсутствие адаптивности к ситуации, и когда приходит время армии – идти туда очень страшно. Это раньше молодежь с третьего класса отправляли в лагеря летние, а после 8-го — в колхозы копать картошку и т.д. И все это было совершенно автономно от родителей. Молодежь была готова ехать в любую точку Советского Союза. А сейчас… Нельзя так опекать своих детей.
— Тем не менее, ребята часто говорят, что боятся не самой армии, а дедовщины.
— Вот когда было 4 призыва (по полугодиям) — такое явление имело место. А сейчас они служат только год, это 2 призыва. Они какую могут создать в части дедовщину?! Во многих частях солдаты-срочники со своим подразделением пришли, с ним и увольняются. Оснований к дедовщине сейчас нет, потому что нет почвы для нее.
Между тем студенты, даже лояльно настроенные к армии, иначе смотрят на проблему дедовщины. Нурбол Нурабаев в этом году выпускается из политехнического колледжа Астаны и относится к тому редком типу парней, кто точно решил – пойдет в армию на контрактной основе. Стать военным офицером не просто мечта, а цель в жизни. В своей группе он такой один. Все остальные службы в войсках хотели бы избежать. Причину такого отношения к армии видит в современных реалиях жизни.
— Все почему-то считают военную службу неперспективной, все пытаются пойти другим путем. Но лично я, верю в себя и в то, что я смогу достичь в этом каких-то высот. Я до сих пор удивляюсь, почему современная молодежь отказывается от службы. У военных сейчас достаточно много хороших льгот от государства, квартиры, пособия, возможность карьерного роста.
— А с чем ты связываешь такое нежелание своих сверстников служить в армии?
— Все идет от слухов. Появляется кто-то один, кто говорит, что военное дело ничего хорошего не сулит. И люди это передают. Это проблема молодежи. Сегодня все стараются мыслить также как и его друзья, редко кто пытается отстаивать свою точку зрения и быть «не как все». Другая проблема – страх перед армией. Не секрет, что сегодня в армии есть дедовщина, и эта информация плавает в интернете, видеоролики какие-то. И многие просто боятся. Но я думаю, если боится, то он уже не мужчина.